Документ устанавливает следующие этапы внедрения системы прослеживаемости на рынке кормов для животных: с 1 сентября 2024 года все участники оборота должны пройти регистрацию в системе «Честный ЗНАК», с 1 октября 2024 года производители и импортеры начнут маркировать сухие корма и лакомства, а с 1 марта 2025 года – влажные корма.
На рынке ветпрепаратов регистрация в системе «Честный ЗНАК» начинается также 1 сентября этого года. С 1 октября обязательная маркировка продукции вступает в силу для производителей и импортеров.
«С 25 декабря 2023 года по 31 августа этого года в России проводится добровольный эксперимент по маркировке кормов. В состав рабочих групп входят 100 уникальных участников оборота, в том числе 73 производителя и 12 импортеров. На сегодняшний день мы имеем почти 7 тыс. участников, зарегистрированных в системе», – прокомментировал Реваз Юсупов, заместитель генерального директора ЦРПТ. «Применительно к ветпрепаратам в информационной системе эксперимента всего зарегистрировано 634 компании, в том числе 56 производителей и 53 импортера. Более 10,6 тыс. промаркированных ветпрепаратов уже введены в оборот», – добавил он.
Кроме того, оператором были запущены дополнительные меры поддержки данных отраслей – ЦРПТ компенсирует 50% расходов на оборудование для маркировки (для представителей малого и среднего бизнеса). Для производителей ветпрепаратов также доступна программа беспроцентной рассрочки на 3 года. Программа поддержки по кормам будет доступна до 1 августа 2024 года. Крайний срок подачи заявки на программы по ветпрепаратам – 1 июля.
Необходимость введения маркировки эксперты объясняют высокой долей контрафакта. По данным НИУ ВШЭ, в 2022 году доля контрафакта на рынке ветеринарных препаратов составила 25%, в 2021 году – 23%. Доля контрафактных кормов для животных составляет 10%. Маркировка призвана сократить нелегальный оборот данных товаров и защитить животных от некачественной и небезопасной продукции.
Позиция бизнеса
«С самого начала эксперимента почти все участники нашего союза присоединились к проекту, чтобы быть готовыми к обязательному старту. Имея обширный опыт, мы, как союз, провели масштабную работу с предприятиями по внедрению системы маркировки. Для успешного сотрудничества мы заключили соглашение с ЦРПТ, и важно отметить, что благодаря нашему совместному труду были достигнуты договоренности о мерах поддержки для менее защищенных производителей – малых и средних компаний», – сообщила генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, ее слова приводятся в релизе ЦРПТ.
«Обязательная маркировка защищает от контрафакта и подделок. На рынке ветеринарных препаратов такая мера нужна. К сожалению, как отечественный производитель мы сталкиваемся с нелегальными аналогами наших лекарств для животных. «Астрафарм» включилась в пилотный проект по маркировке в числе первых. Уже обновлены макеты на всех упаковочных частях, занимаемся заключением договоров о поставке необходимого оборудования. Сейчас идет перенастройка производственных процессов, обучение персонала. Подготовку к обязательной маркировке мы завершим досрочно», – отметил Владимир Ермола, заместитель генерального директора компании «Астрафарм» по развитию.
«Натуральные корма для домашних животных, в том числе каши, нашего производства поставляются на маркетплейсы, в питомники и розничные магазины по всей России. Как добросовестные участники рынка мы заблаговременно подключились к пилотному проекту по маркировке, чтобы заранее подготовиться к обязательным требованиям. Эксперимент по нанесению кодов на предприятии прошел успешно. Участие в «пилоте» и активное взаимодействие с «Честным ЗНАКОМ» позволило нам разобраться во всех тонкостях работы с системой», – прокомментировала Альфия Исхакова, директор по качеству и технологии Еременского завода натуральных кормов.
В РФ маркировка распространяется на 17 категорий, которые составляют 15% несырьевого ВВП страны. Благодаря внедрению маркировки доля нелегальных товаров парфюмерной отрасли сократилась на одну пятую, в табаке на четверть, в обуви на треть, по шинам и покрышкам доля контрафакта снизилась в 2 раза. На рынке воды маркировка выявила около 460 производителей, которые ранее не отчитывались в органы власти. Совокупные эффекты от маркировки оцениваются в 791 млрд рублей.