О НОВЫХ ВЕТПРАВИЛАХ
В рамках механизма «регуляторной гильотины» Минсельхоз отменил более 180 ветправил СССР. На очереди еще документы. Что это даст предприятиям, отрасли в целом?
Максим Увайдов: Когда меня назначили на эту должность, министр Дмитрий Николаевич Патрушев сказал, что одна из главных проблем в отрасли – отсутствие актуальной нормативной базы. Мы начали с того, что подготовили в Департаменте ветеринарии перечень нормативных актов, которые необходимо издать, переиздать либо актуализировать. И, честно говоря, я был озадачен, увидев список более чем из 200 позиций. Ветеринарные правила любого рода – это серьезный труд, документ, который должен иметь научное и практическое обоснование, описывать все этапы, стадии, нюансы, чтобы обеспечить ветеринарное благополучие.
Кроме того, необходимо согласовать документы в силовых органах, имеющих ветеринарно-санитарные службы, а также зарегистрировать в Минюсте. И мне тогда показалось, что миссия невыполнима.
Но мы создали рабочую группу, пригласили в нее ученых, бизнес, определили цель и системно, шаг за шагом, стали двигаться к ней. Причем эту работу мы начали за год до начала процесса по «регуляторной гильотине».
Ранее руководитель Россельхознадзора Сергей Алексеевич Данкверт не раз говорил, что у нас не получается открыть ту или иную страну из-за отсутствия современных ветеринарных правил. Сегодня мы видим удовлетворенность бизнеса, потому что актуальные, современные документы, принятые в соответствии с требованиями Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ), упрощают экспорт.
Актуализация ветеринарных требований сыграла свою роль в восстановлении статуса России как страны, свободной от ящура без вакцинации с учетом регионализации. Сейчас в зоне, свободной от ящура, 52 региона, подготовлены досье еще на 31 регион. И наличие современной нормативной базы – веский аргумент.
Максим Увайдов: Необходимо создать такую нормативную базу, которая обеспечила бы эффективную и слаженную работу Минсельхоза, Россельхознадзора и ветслужб в регионах. Фото Александр Плонский.
Некоторые эксперты критикуют отдельные положения новых правил.
Максим Увайдов: Ветправила – это живой документ. Они могут редактироваться в процессе работы над ними. Появляются новые вызовы, условия меняются.
Но нельзя не замечать и проделанную работу: введение в нормативные акты новых методов профилактики, диагностики и лечения болезней животных, которые отвечают современным алгоритмам ведения животноводства. В правилах содержания животных исключаем труднопроверяемые требования. И это, кстати, позволяет сельхозтоваропроизводителям правильно спланировать и оптимизировать затраты на проведение целого ряда ветеринарных мероприятий.
Новыми ветправилами по обращению биологических отходов предусмотрено, например, расширение видов продукции, получаемой из перерабатываемых биоотходов. Это позволяет заняться переработкой отходов для получения удобрений, биогаза и другой продукции.
Эксперты называют перспективным направлением внедрение математических моделей в прогнозирование эпизоотических рисков и управление ими. В этой части тоже необходима господдержка. Что вы об этом думаете?
Максим Увайдов: В конце декабря 2020 года Госдума приняла Федеральный закон «О биологической безопасности Российской Федерации», в котором определен комплекс мер по защите населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов. Создается система мониторинга биологических рисков. Это закон Минздрава, курируемый Татьяной Алексеевной Голиковой. В рамках комплекса мер, предусмотренных документом, будет проводиться реформирование системы планирования и проведения противоэпизоотических мероприятий, которое затронет нашу отрасль. И как раз предусмотрен комплексный подход к использованию информационных технологий при анализе биологических рисков.
Нельзя не отметить и динамично развивающуюся и прочно вошедшую в жизнь отрасли государственную информационную систему в области ветеринарии «ВетИС», созданную Россельхознадзором, которая перевела в информационную плоскость прослеживаемость животноводческой продукции и многие вопросы пищевой безопасности, упростила жизнь участникам внешнеэкономической деятельности.
Максим Увайдов: Планируем включить строительство ветеринарных пунктов в госпрограмму развития сельских территорий. Фото Александр Плонский
О ЗЕМСКИХ ВЕТВРАЧАХ
Основной источник инфекций в животноводстве и птицеводстве – личные подсобные хозяйства. Но понятно, что запретить людям держать свиней и птицу нельзя.
Максим Увайдов: Но можно и нужно укреплять биобезопасность хозяйств. Поэтому в наступающем году планируем законодательно закрепить ряд важных мер. В их числе актуализация ветеринарных требований, действовавших еще в СССР, внедрение системы идентификации животных и усиление ветеринарного звена, обслуживающего сельские личные подворья.
Мы планируем внести в комплексную программу развития сельских территорий меру по поддержке специалистов, которые будут оказывать ветеринарные услуги на селе. Составить план вакцинации, вовремя сделать прививки, своевременно диагностировать заболевание и назначить лечение, вести мониторинг здоровья животных и оперативно предупредить ветслужбу о вспышке заразной болезни – эти и другие вопросы требуют внимания специалиста. На крупных предприятиях их решают производственные ветеринарные врачи, а вот у сельских жителей не всегда есть возможность получить квалифицированную ветеринарную помощь.
Поэтому сейчас мы работаем над включением в госпрограмму развития сельских территорий мероприятия по строительству ветеринарных пунктов, которые должны быть в шаговой доступности для всех владельцев животных, – по типу ФАПа (фельдшерско-акушерского пункта. – Прим. ред.). В рамках реализации этого мероприятия создается рабочее место, где ветспециалист может вести прием, хранить препараты, а также необходимые для работы инструментарий и оборудование.
По сути – ветклиника, но только для сельскохозяйственных животных. Условия и возможности в регионах отличаются, но мы хотим сделать такой ветпункт, в который можно привести животное, осмотреть его там и провести необходимые процедуры. Кроме того, в проекте можно предусмотреть условия для проживания ветспециалиста рядом с ветпунктом.
Этим мы решим две задачи: привлечение ветспециалистов на село и обеспечение ветеринарного благополучия территорий. Это может быть и своего рода стартап для выпускников вузов: молодой человек может приехать на подготовленное для него рабочее место в сельскую местность, получить жилье, создать семью. По сути, возрождаем специализацию земских ветврачей, которые работали в России еще до революции и внесли вклад в обеспечение эпизоотического благополучия, заложив основы для создания госветслужбы.
За чей счет будут создаваться ветеринарные пункты?
Максим Увайдов: Предусматривается софинансирование – и региональные, и федеральные источники. Кроме того, во многих регионах действуют меры поддержки молодых специалистов, и организация ветпунктов может быть дополнением к ним.
Зарплата на селе невысокая. Насколько это будет интересно молодым специалистам?
Максим Увайдов: Ситуация меняется. Если вы помните, в майские указы президента, предполагающие среди прочего повышение зарплаты врачей и учителей, не вошли ветеринарные специалисты. Минсельхоз провел большую работу с Министерством труда и социальной защиты, включив новый раздел о формировании систем оплаты труда работников государственных учреждений ветеринарии в Единые рекомендации по установлению зарплат на федеральном, региональном и местном уровнях.
Этот документ ежегодно утверждается решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Мы считаем, что зарплата ветспециалиста должна быть не ниже уровня средней по региону. В связи с этим включена рекомендация об увеличении зарплаты ветспециалиста за счет оклада. При этом оклады должны составлять не менее 70% зарплаты, а премии и надбавки – не более 30%. Закрепление уровня оклада дает гарантии работнику. Оклад – это часть зарплаты, которую нельзя уменьшить. А премию – можно.
ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЖИВОТНЫХ
Вы назвали важной мерой обеспечения биобезопасности идентификацию животных. Осенью прошлого года «Ветеринария и жизнь» проводила опрос среди региональных минсельхозов и комитетов по ветеринарии на тему наиболее перспективных направлений работы в ближайшие пять лет. Примерно 80% респондентов назвали главной задачей введение системы идентификации животных. Когда она заработает?
Максим Увайдов: Все будет зависеть от того, как быстро удастся принять федеральный закон об обязательной маркировке и учете животных, который станет частью системы идентификации. По поручению президента законопроект Минсельхозом разработан, внесен в правительство, проходит согласительные процедуры. Надеюсь, что рассмотрение законопроекта в Госдуме начнется в весеннюю сессию наступившего года.
Конечно, законопроектом предусмотрен переходный период, чтобы бизнес подготовился к внедрению федеральной системы идентификации, а мы успели подготовить подзаконные акты. На мой взгляд, он должен составить минимум полгода с момента принятия законопроекта до старта обязательной системы учета и идентификации сельхозживотных. Перечень этих животных и сроки вступления в силу обязательной системы их учета утверждает правительство. То есть добровольная система здесь начнется с момента принятия закона и всех подзаконных актов, а обязательная – уже по утвержденному правительством графику.
По моим ощущениям, обязательная маркировка сельхозживотных может начаться не раньше 2022 года.
Во всех цивилизованных странах внедрены системы идентификации животных. Фермеры владеют цифровыми технологиями. Фото shutterstock.com
Что ждет тех, кто не захочет или не сможет вовремя маркировать и поставить на учет животных? Штрафы?
Максим Увайдов: Система создается не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы обеспечить учет сельхозживотных, прослеживаемость животноводческой продукции, а также снизить количество вспышек заболеваний. Затрудняюсь назвать цивилизованную страну, где этой системы сегодня бы не было. Страны, которые импортируют российскую животноводческую продукцию или намерены это делать, всегда задают вопрос о наличии системы идентификации. Мы подтверждаем, что наши предприятия осуществляют маркировку и учет животных.
Но нам все же нужно зафиксировать соответствующие нормы в законодательстве. И, если мы хотим нарастить агроэкспорт к 2030 году, нам надо сделать это как можно скорее, потому что наши контрагенты, которые заботятся о своей биобезопасности, должны быть абсолютно уверены в легальности сведений о том, от какого стада и от какой партии сырья произошла продукция.
Понимая важность этой работы, часть субъектов уже приняли свои нормативные акты и начали внедрять идентификацию на региональном уровне. В масштабах всей страны у нас существует ранее упомянутая ФГИС «ВетИС». Под учет животных в ней создан специальный компонент «Хорриот». Осталось оформить это на законодательном уровне и подтвердить соответствующие полномочия Минсельхоза, Россельхознадзора и ветслужб субъектов.
Над чем будет работать Минсельхоз в сфере ветеринарии в 2021 году
Какие задачи вы считаете наиболее важными в ближайшее время?
Максим Увайдов: Наша работа идет в трех направлениях. Это работа министерства, Россельхознадзора и ветеринарных служб субъектов. Начну с последнего.
У нас разные регионы, разные губернаторы, разные ветслужбы. Там, где губернатор и его команда понимают значимость работы, проводимой ветслужбой, там и финансирование, и внимание к ней на должном уровне. Но, к сожалению, так не везде. При этом проведение противоэпизоотических мероприятий – собственные полномочия субъектов. Поэтому задача министерства – проконтролировать принятие в каждом регионе программы развития государственной ветеринарной службы с соответствующим объемом финансирования, достаточным для обеспечения достойной оплаты труда ветеринарных специалистов, приобретения современного оборудования и техники, обновления лабораторной базы. То есть важно обеспечить качественное содержание ветслужб каждого субъекта, иначе будет риск ухудшения эпизоотической ситуации и распространения болезней животных. На сей счет есть поручение правительственной противоэпизоотической комиссии, которую возглавила вице-премьер Виктория Валериевна Абрамченко.
Стоит отметить, что ветслужбами ряда регионов проведена значительная работа по разработке, утверждению и реализации программ развития. Так, положительные результаты в Кировской области, где постановлением регионального правительства утверждена госпрограмма «Обеспечение ветеринарного благополучия». Программы есть в Саратовской области и в Башкирии.
Второе направление – это деятельность Россельхознадзора. Наша задача как министерства – обеспечить ведомство нормативной базой для качественного осуществления контрольно-надзорных полномочий. Я помню еще те времена, когда была единая ветеринарная служба. Потом ее разделили. Были примеры, когда субъекты, в отсутствие федерального законодательства, принимали свои региональные нормативные акты. Откровенно говоря, ерунда в итоге получалась.
Реагировала прокуратура, акты отменяли, были суды. Все это создавало не очень правильную юридическую картину, не говоря уже о реальных эпизоотических рисках.
В прошлом году были приняты поправки в закон «О ветеринарии». Полномочия по проверкам юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих отношение к производству и обращению животноводческой продукции, теперь в полном объеме осуществляет Россельхознадзор, что отчасти возвращает вертикаль ветеринарного надзора. Коллегам предстоит внедрить лучшие практики при проведении мероприятий по контролю без потери их эффективности. Тут и цифровые технологии, представленные комплексом информационных систем «ВетИС», и риск-ориентированный подход, и использование дистанционных методов контроля.
Важно обеспечить взаимодействие территориальных подразделений Россельхознадзора и региональных ветеринарных служб. Не менее амбициозной задачей является и обеспечение экспорта продукции АПК. Тут всем нам предстоит большая работа по получению статусов МЭБ по болезням животных и открытие новых рынков.
Ну и, конечно, наша задача – дальнейшее формирование нормативной базы. У нас сильный департамент ветеринарии, 27 человек в нем работает (улыбается). И одной из главных задач Минсельхоза в области ветеринарии мы считаем нормотворчество.
Необходимо создать такую нормативную базу, которая обеспечила бы эффективную и слаженную работу Минсельхоза, Россельхознадзора и ветслужб в регионах.
СПРАВКА «ВиЖ»
Как меняются ветеринарные правила в России
По данным Минсельхоза, на конец 2020 года новые ветправила были приняты по 31 заболеванию. Это: алеутская болезнь норок; африканская чума свиней; африканская чума лошадей; аэромонозы лососевых и карповых рыб; болезнь Ауески; ботриоцефалез карповых рыб; брадзот; бранхиомикоз карповых, лососевых, сиговых рыб; бруцеллез (включая инфекционный эпидидимит баранов); весенняя виремия карпов; вирусная геморрагическая болезнь кроликов; вирусный артериит лошадей; грипп лошадей; заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота; инфекционная анемия лошадей; инфекционный некроз поджелудочной железы лососевых рыб; инфекционная анемия лососевых рыб; классическая чума свиней; листериоз; миксобактериозы лососевых и осетровых рыб; оспа овец и оспа коз; парагрипп-3; репродуктивно-респираторный синдром свиней; ринопневмония лошадей; сап; сибирская язва; случная болезнь лошадей (трипаносомоз); трихинеллез; туберкулез; эмфизематозный карбункул (эмкар); ящур.
В работе на ближайшую перспективу еще 11 проектов, которые касаются бешенства, блютанга, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, скрепи, пастереллеза, паратуберкулеза.
По обращениям бизнес-сообщества и ветеринарных служб регионов актуализируются ранее принятые документы в отношении африканской чумы свиней, гриппа птиц, ящура, лейкоза, оспы овец и оспы коз. Также за 2020 год актуализирован перечень заразных болезней животных, в том числе тех, по которым устанавливаются ограничительные мероприятия, осуществляется страхование с господдержкой.
Актуализирован утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 2048р «План действий по предотвращению заноса на территорию Российской Федерации африканской чумы свиней и ее распространения на территории Российской Федерации».
Приняты «Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов» взамен документа 1995 года, отмененного в рамках «регуляторной гильотины». Актуализируются изданные в СССР правила ветеринарно-санитарной экспертизы сырья и продукции животного происхождения с учетом изменения требований ряда федеральных законов, касающихся качества и безопасности пищевой продукции, а также с учетом актов, составляющих право Евразийского экономического союза. Цель – сохранить и обеспечить в условиях рыночной экономики стабильное применение новых правил, не снижая уровень ветеринарно-санитарной безопасности мяса и иных продуктов убоя (промысла), молока и молочных продуктов, яиц домашней птицы и продуктов их переработки, меда и продукции пчеловодства, рыбы и рыбной продукции, растительной продукции непромышленного изготовления. Кроме того, в рамках «регуляторной гильотины» были актуализированы некоторые современные акты. Так, например, в октябре 2020 года в Минюсте России были зарегистрированы новые правила содержания свиней и крупного рогатого скота.