Юлия Макеева
Ученые называют ряд причин. Один из «врагов» кофе – изменение климата. Почти все территории, пригодные для выращивания этого растения в Латинской Америке, могут стать слишком теплыми, сообщается в исследовании Университета Вермонта (США).
«Производителей кофе ожидают тяжелые времена», – говорит Тэйлор Рикеттс из Университета Вермонта. В числе проблем эксперт называет угрозу вымирания диких пчел, которые опыляют кофейные деревья.
В мире выращивается около 40 видов кофе. Девятнадцать из них имеют коммерческое значение, и зерна только трех видов экспортируются. Основную часть мирового рынка кофе занимает арабика.
Исходя из выводов ученых Миннесотского университета, выращиваемая столетиями арабика утратила устойчивость к заболеваниям и вредителям, что также может стать еще одной причиной сокращения кофейных плантаций.
Все новые территории в Африке и Южной Америке захватывают грибы-вредители. Один из них – Hemileia vastatrix, он повреждает листья деревьев, за что получил название «кофейная ржавчина». Другой грибок – Colletotrichum kahawae – разрушает плоды.
Также представляет угрозу Hypothenemus hampei – маленький жук, который откладывает яйца в семена кофейных ягод.
Ученые видят выход в поисках диких видов растений, которые устойчивы к болезням и вредителям. Авторы исследования сообщают, что в мире произрастает 125 видов дикого кофе.
Из истории
Впервые сорт arabica был обнаружен в Эфиопии. Как гласит легенда, это растение нашло стадо любопытных коз, которые полюбили есть кофейные ягоды. Люди заметили, что после их употребления козы становились невероятно энергичными. Тогда люди начали делать из этих ягод напиток, который изначально был предметом религиозных обрядов. В конце XVII века голландская Ост-Индская компания привезла зерна кофе в Европу.
Кофеманы в России
Опрос, проведенный исследовательским агентством Magram Market Research, показал, что 57% россиян периодически покупают «кофе с собой», а 22% пьют его каждый день. Самое популярное заведение для покупки кофе – Макдоналдс (35%), на втором месте – «Шоколадница» (18%), на третьем – Starbucks (12%).
Больше всего кофеманов в возрастной группе от 25 до 44 лет. 63% пьют кофе по дороге на работу или учебу, на втором месте по популярности ответ «в офисе или вузе». Больше всего опрошенные россияне любят капучино (49%), за ним с большим отрывом идут латте (26%), американо (13%) и раф (4%).