«Мы планируем, что с апреля следующего года маркировка икры станет обязательной, сейчас мы разрабатываем совместно с индустрией правила такой маркировки, для того чтобы она внедрялась поэтапно, чтобы было комфортно бизнесу. Поэтому да, будем икру маркировать», – рассказала она.
Сейчас в России проходит эксперимент по маркировке красной и черной икры. Этот эксперимент начался в апреле текущего года и будет проходить до 31 марта 2024 года. «Эксперимент приобрел довольно большие масштабы. Порядка 2,5 тыс. участников. Протестирована маркировка целого ряда разновидностей упаковок: это стеклянная тара, полимерная упаковка, металлические банки. В сентябре запланировано тестирование на площадках шести крупных производителей икры», – сообщила «ВиЖ» представитель Минпромторга.
Кроме того, собеседница «ВиЖ» рассказала, что с 1 апреля следующего года продать просроченную продукцию, в том числе молочную или незаконно введенную в оборот, больше не получится. Продажа такой продукции будет блокироваться с помощью системы маркировки «Честный ЗНАК».
«Минпромторг подготовил проект постановления, который делает механизм запрета обязательным. Мы в ближайшее время планируем внести в правительство этот документ», – рассказала в интервью «ВиЖ» Екатерина Приезжева.
Она пояснила, что эксперимент, в рамках которого продажа в том числе просроченной молочной продукции блокировалась на кассе, проводился в России до августа текущего года. «В рамках эксперимента тестировали исключение технической возможности продавать на кассе продукцию, незаконно введенную в оборот, с истекающим или истекшим сроком годности», – пояснила эксперт. Она отметила, что определен ряд критериев, при которых реализация продукции блокируется на кассе. Это также случаи, если стоимость товара выше максимальной розничной цены или, напротив, ниже минимальной цены. В число критериев для блокировки вошли и те случаи, когда коды маркировки продукции не обнаружены в системе или товар уже выведен из оборота, то есть продан.
«Целый ряд критериев был определен, для того, чтобы, когда механизм станет обязательным, некачественная продукция не попала к потребителю», – пояснила собеседница «ВиЖ».
По словам Екатерины Приезжевой, до конца 2023 года у ретейлеров будет возможность в добровольном порядке тестировать этот механизм и проверять коды продукции. «А с 1 апреля следующего года этот механизм станет обязательным, и мы постепенно, поэтапно будем его внедрять, учитывая готовность и самого бизнеса, и технологическую готовность по разным товарным группам», – сообщила представитель Минпромторга.
Екатерина Приезжева пояснила, что новые правила будут касаться пищевой продукции, подлежащей маркировке, а также табачных и никотинсодержащих товаров.