Такой договор подписали ректоры вузов, сообщает пресс-служба РНИМУ.
«Предметом подписанного договора является реализация сторонами образовательной программы «Ветеринария» по направлению подготовки 36.05.01, уровень высшего образования – специалитет, очная и очно-заочная формы обучения (с использованием сетевой формы)», – говорится в документе.
По словам и. о. ректора ВГАУ Екатерины Малиновской, основная цель сотрудничества двух университетов – научить ветеринарных врачей коммуникации, психологии общения и зоопсихологии. Домашние животные сейчас занимают достаточно большое место в жизни россиян.
Эксперты отмечают, что отрасль сталкивается с рядом проблем, одна из них заключается в том, что ветеринарные врачи не умеют общаться с владельцами животных. Также отмечается эмоциональное выгорание ветврачей, более 60 % из них уходят из профессии в первые два-три года после выпуска.
«Однозначно проблема очень серьезная. Потому что многие ветеринарные врачи приходят в вуз, совершенно не осознавая, что собой представляет эта профессия. Некоторые идут учиться, потому что любят домашних животных либо растут в сельской местности. Но когда врач не знает, как коммуницировать, то возникает масса конфликтов. Например, он не умеет задавать правильные вопросы, которые налаживают терапевтическое сотрудничество, а значит, не может получить ценную информацию, позволяющую ему поставить правильный диагноз. Часто случаются какие-то критические ситуации, когда необходимо не только оказать животному грамотную экстренную помощь, но и провести психологическую работу с владельцем, успокоить его. Я лично как практикующий врач неоднократно такое наблюдала. Это занимает, наверное, 90% внимания специалиста. И если он не умеет с этим работать, то выгорание наступает очень быстро», – приводятся в сообщении слова Екатерины Малиновской.
Сегодня в России работают 2 тыс. ветеринарных клиник. Эксперты указывают на интенсивное развитие отрасли зооиндустрии. Примерно на 30% вырос ее оборот с 2017 по 2020 год, даже несмотря на пандемию. Ежегодно в стране выпускается около 4 тыс. ветеринарных врачей, но не все они приходят в профессию. Кроме того, по словам Екатерины Малиновской, они не всегда соответствуют требованиям современной ветеринарии.
«Ковид, кстати, являлся такой подталкивающей причиной, чтобы люди заводили животных, потому что это был определенный стресс, для многих также это стало возможностью выйти на улицу. Эти 4 тыс. ветеринарных врачей, к сожалению, не приходят в ветеринарные клиники и в агропромышленный комплекс. Государство их учит, но они уходят из профессии. Начиная с 4-го и 5-го курсов они не видят перспективы в связи со сложностью общения с клиентами. Навыки работы с выгоранием, с владельцами животных необходимо внедрять еще на студенческой скамье, потому что, когда ветврач начинает практиковать, работать над этим уже поздно. Специалист должен знать основы хорошей и правильной коммуникации с 2-го курса», – пояснила она.
Эксперты обращают внимание, что одна из причин выгорания ветврача – принятие морально непростых решений.
«Одна из психологических проблем в профессиональной деятельности ветврача состоит в переносе отношений из системы «врач-животное», как тождество, на отношения «врач-хозяин животного». Отношения с питомцем воспринимаются как эмоционально значимые, доверительные, по аналогии выстраиваются отношения с его владельцем. Психологически трудные переживания возникают, когда хозяева принимают решение об эвтаназии животного. Для врача, который выполняет такую просьбу, это реальный психотравмирующий момент, следствием которого является профессиональная деформация врача, его эмоциональное выгорание», – пояснила Вера Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы РНИМУ имени Н. И. Пирогова.
Помимо сотрудничества в области психологической подготовки ветврачей, участники встречи обсудили возможности совместной работы в ветеринарной стоматологии. Например, в рамках ординатуры по специальности «ветеринарный врач-стоматолог».
«В данном направлении у нас есть возможность создать сетевую программу и совместно готовить специалистов. Ваши преподаватели – стоматологи, хирурги – очень заинтересованы в развитии ветеринарного направления, в котором мы можем им помочь. Например, как организовать прием, операционную, как наладить коммуникацию с владельцем животного по заболеванию зубочелюстной системы», – поделилась Екатерина Малиновская.