Если в декабре 2017 года в «Яндексе» было зафиксировано более 7,9 тысячи запросов за месяц по словосочетанию «органические продукты», то в ноябре этой темой пользователи интересовались более 21 тысяч раз.
«Резкий рост количества запросов приходится на период принятия закона об органической продукции в первом, втором и третьем чтении весной 2018 года», – отметили в Союзе органического земледелия. Эксперты также отметили, что потребители интересуются как самой темой органических товаров, так и активно ищут, где такую продукцию можно приобрести.
«Потребительский спрос станет основным фактором перемен представленности органической продукции в торговых сетях. Если ретейлеры увидят, что люди ищут именно такую продукцию, то появятся и полки с органической продукцией», – говорит председатель правления Союза органического земледелия, член Общественного совета Минсельхоза РФ Сергей Коршунов.
Вместе с тем аналитики отмечают и рост запросов по теме «Купить фермерские продукты» (с 756 запросов в декабре 2017 года до 2,3 тысячи в ноябре 2019 года). В Союзе органического земледелия считают, что торговые сети нередко используют тренд свежих, натуральных и фермерских продуктов, подменяя этим понятием органику.
Эксперты полагают, что со вступлением с января 2020 года закона «Об органической продукции» на этом рынке постепенно удастся навести порядок. Продукты, произведенные по правилам органического земледелия и животноводства, то есть без химикатов, гормонов, антибиотиков и стимуляторов роста, выделят специальным знаком «Органик». Он будет представлять собой белый лист на зеленом фоне с надписью на кириллице и латинице. Если производитель, не прошедший сертификацию, разместит на своем товаре органический бренд, он будет привлечен к ответственности.
Производителей органической продукции занесут в государственный реестр, который будет опубликован на сайте Минсельхоза. Покупатели смогут получать сведения о производителях по номеру сертификата.
Реестр будет открытым и бесплатным для производителей и потребителей. Сертификацией производителей органической продукции в России могут заниматься три аккредитованные по ГОСТ 33980-2016 организации: ФГБУ «Россельхозцентр», АНО «Роскачество» и ООО «Органик эксперт».
«Система становится прозрачной, что будет способствовать очищению полок от фальсификата», – считают в Союзе органического земледелия.
По экспертным оценкам, мировой рынок органической продукции достиг 90 миллиардов евро, ежегодный прирост составляет 10–15%. Сдерживающий для многих стран фактор – нехватка сельхозугодий – не станет проблемой для России, считают в Союзе органического земледелия. В нашей стране более 20 миллионов гектаров давно не получали агрохимикаты, они могут быть введены в органическое сельхозпроизводство.