«С инициативой вернуть плановые проверки заведений общепита выступил Союз потребителей России. Покупатели готовой еды хотят быть уверены в ее качестве и безопасности, а мораторий на проверки мог «расслабить» многих продавцов. Хотя снижать контроль над соблюдением санитарных норм в общепите не стоит. Цена вопроса слишком высока», – сообщил эксперт.
В этом году в России произошло сразу несколько резонансных случаев массового отравления людей после посещения точек общественного питания или заказа готовой еды. По информации Россельхознадзора, в шести регионах страны только шаурмой отравились более 350 человек.
Андрей Евстифеев напомнил, что мораторий на плановые проверки бизнеса ввели в 2022 году, чтобы снизить нагрузку на участников рынка в условиях санкций и стимулировать развитие экономики. Потом мораторий продлили до конца 2023 года, а затем и до 2030-го. По словам эксперта, Роспотребнадзор также предложил Минэкономразвития вернуть проверки бизнеса в случае жалоб потребителей.
«Надзор нужен для создания и поддержания безопасной среды, в том числе для самих же бизнесменов. И тем, кто и в режиме моратория соблюдал и соблюдает все правила и предписания, бояться нечего. А вот нарушители (вольные и невольные) будут более ответственно подходить ко многим процессам», – считает спикер.
Россельхознадзор, в свою очередь, для безопасности потребителей предлагает закрепить на законодательном уровне необходимость регистрации точек общепита в информационной системе «ВетИС».
«Сегодня организации в сфере общественного питания в заявительном порядке обращаются в Роспотребнадзор для регистрации в реестре уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. При этом на законодательном уровне не закреплено условие, что для попадания в указанный реестр компании должны быть зарегистрированы во ФГИС «ВетИС» и использовать ее компонент «Меркурий» для гашения электронных ветеринарных сертификатов на получаемое животноводческое сырье и продукцию. Таким образом, недобросовестные предприниматели получают возможность осуществлять торговлю без прослеживаемости используемых продуктов», – пояснили в Россельхознадзоре.
Если организации зарегистрированы в «ВетИС», то ведомство может проконтролировать всю цепочку движения продукции. Логистическая цепь движения сырья прослеживается в ней через подсистему «Меркурий» путем создания и гашения ветеринарных сопроводительных документов (ВСД): например, производитель курятины при отправке ее в кафе создает ВСД, а в кафе принимают партию и гасят сопроводительный документ. Чтобы работать в «Меркурии», все участники рынка должны быть зарегистрированы в подсистеме «Цербер» – реестре поднадзорных объектов.
По словам советника руководителя Россельхознадзора Никиты Лебедева, ни одна из точек общепита, где были факты отравления людей, даже не была зарегистрирована в «Цербере», а сырье не заносилось в систему прослеживаемости. «Получается, что фактически точка работает, но, чтобы установить, где она берет сырье, нужно проводить целое расследование, что в условиях моратория на плановые проверки сделать очень сложно», – добавляет собеседник «ВиЖ».
Так, в Свердловской области в результате одного из расследований нашли склад, на котором просроченную и списанную курятину отмывали, обрабатывали ароматизаторами, мариновали, после чего продавали как готовое мясо для шашлыка и шаурмы.
Сегодня главный надзорный орган в сфере общественного питания – это Роспотребнадзор. Сотрудники данного ведомства имеют доступ ко всем компонентам информационной системы «ВетИС», включая «Цербер» и «Меркурий», отмечают в Россельхознадзоре. «Чтобы открыть кафе или киоск с горячим питанием, необходимо получить разрешение Роспотребнадзора. Имея все доступы к системам прослеживаемости сырья, при постановке такого объекта на учет в надзорном ведомстве могут проверить, есть ли этот объект в базе данных «Цербера», подключено ли предприятие к «Меркурию». Если нет – не выдавать разрешение», – отметил в беседе с «ВиЖ» Никита Лебедев.