В начале года в парламенте была создана рабочая группа по законодательному обеспечению отечественного производства ветпрепаратов, кормов и кормовых добавок, которую возглавил сенатор. В беседе с «ВиЖ» Сергей Митин рассказал о важности государственной поддержки производителей ветпрепаратов, разъяснил ситуацию с субсидиями для другой отрасли – рыбопереработки – и сообщил детали нового законопроекта, который касается самозанятых.
Сергей Герасимович, в этом году в комитете создана рабочая группа по законодательному обеспечению отечественного производства ветпрепаратов, кормов и кормовых добавок, которую вы возглавили. Основная цель – развитие импортозамещения и собственного производства ветпрепаратов и кормов. Что делается для этого рабочей группой?
Сергей Митин: Я должен сказать, что российский парламент оперативно реагирует на особенно важные и актуальные государственные задачи. Для динамичного развития отечественных производств была создана соответствующая группа. О ее работе сказано в обновленной Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации – новом документе, который был утвержден распоряжением правительства 8 сентября текущего года.
Отмечу, что в России свыше 63 млн домашних животных находятся на попечении людей. И еще огромное количество сельскохозяйственных животных: это крупный рогатый скот, свиньи, кролики, птица и аквакультура. От благополучия животных зависят не только условия нашей жизни, но и продовольственная безопасность всей страны.
Да, и благополучие людей.
Сергей Митин: Благополучие, которое зависит от здоровья сельскохозяйственных животных, ну и, конечно, удовольствие от общения с домашними питомцами, которые не болеют и радуют своих владельцев.
Если мы проанализируем рынок ветеринарных препаратов, то его емкость в России можно оценить в сумму порядка 56 млрд рублей в год. По мнению экспертов, это динамично растущий рынок, к 2030 году он должен увеличиться до 80 млрд рублей, и важно, чтобы доминирующее положение на нем занимали отечественные компании. От общего объема используемых ветеринарных препаратов около 65% применяется для сельскохозяйственных животных и 35% – для домашних питомцев.
Оценки импорта ветеринарных препаратов разнятся, но их доля пока остается достаточно большой. И, конечно, хотелось бы, чтобы значительная их часть была замещена ветеринарными препаратами российского производства.
Что для этого нужно?
Сергей Митин: Для принятия грамотных государственных решений важно обладать полной информацией и оперативно ее анализировать. Представляется необходимым выделить производство ветпрепаратов в отдельный вид экономической деятельности. К сожалению, этот вид деятельности до настоящего времени не имеет собственный ОКВЭД, поэтому и цифры по этому сектору приблизительные.
Анализируя ситуацию в отрасли, мы увидели, что производители ветеринарных препаратов непонятно к какому ведомству относятся. Конечно, во многом медицинские и ветеринарные препараты похожи, но нормативные документы разные…
И реестры у них тоже разные.
Сергей Митин: Кто вообще координирует деятельность по их господдержке? Министерство здравоохранения? Нет. Министерство сельского хозяйства? Тоже не совсем.
Значит, надо нормативно закрепить профильный исполнительный орган власти, ответственный за обеспечение развития таких производств, и определиться, какие механизмы государственной поддержки будут эффективны для этого.
Ведь не обязательно, чтобы это были государственные субсидии. Поддержка может быть и в сфере внешнеэкономической деятельности. Например, ограничения или запрет на поставку иностранных препаратов, защита отечественных производств от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных компаний.
Все это требует организованного государственного подхода, учитывая актуальность темы. Мы уже провели несколько заседаний рабочей группы.
И какие решения приняты?
Сергей Митин: Министерство сельского хозяйства нас поддерживает в том, чтобы внести производство ветпрепаратов в общероссийский классификатор видов экономической деятельности с отдельными показателями, вести по этой отрасли отдельные методы государственного статистического учета.
Если отрасль будет отнесена к сельскохозяйственному производству, то меры поддержки будут предоставляться по линии государственной программы развития сельского хозяйства. Либо другой вариант – по линии Фонда развития промышленности, если отрасль будет отнесена к Министерству промышленности и торговли Российской Федерации.
Это очень важный момент. В осеннюю сессию мы продолжаем эту работу, чтобы сектор развивался, стал еще более современным, более технологичным.
ПОДДЕРЖКА РЫБНОЙ ОТРАСЛИ
Рыбопереработчики жалуются, что меры государственной поддержки в основном направлены на первичную сферу – рыболовство. А как планируется поддержать производство рыбной продукции, которая сегодня находится на полках магазинов?
Сергей Митин: Да, рыбопереработчики, не осуществляющие добычу водных биоресурсов, говорят о том, что они не видят тех мер государственной поддержки, которые сегодня имеют предприятия животноводства, растениеводства, рыболовства и рыбоводства.
В текущих условиях жестких экономических санкций, вводимых со стороны недружественных стран, продовольственная безопасность, самообеспечение всей необходимой продукцией, получаемой в том числе из рыбных ресурсов, становятся первостепенной задачей. Поэтому внимания со стороны государства заслуживают все звенья производства – не только непосредственно добыча рыбы, но и ее переработка. В предпринимательской среде существует разделение по видам экономической деятельности, и не всегда рыбодобыча совмещена с переработкой.
В настоящее время, по данным статистического учета, в Российской Федерации действует 3706 предприятий, осуществляющих переработку рыбы и производство рыбной продукции, включая 56 крупных и средних предприятий, занимающихся континентальной рыбопереработкой.
По информации Росрыболовства, в 2021 году общий оборот организаций рыбохозяйственной отрасли составил 647 млрд рублей. По виду экономической деятельности «переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков» оборот составил 227,1 млрд рублей. Согласно оперативным данным Росстата, за 2021 год объем производства переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков увеличился в сравнении с 2020 годом на 1,1 % и составил 4360,3 тыс. тонн.
Приведенные цифры показывают, что в общем обороте рыбохозяйственной отрасли 30% занимает рыбопереработка. При этом нужно отметить, что произведенная рыбная продукция имеет значительно больший потенциал по добавленной стоимости и объему выпуска, чем ограниченный объем добытых (выловленных) водных биоресурсов. Таким образом, рост добавленной стоимости в производстве рыбной продукции не ограничен рамками вылова водных биоресурсов, а регулируется исключительно возможностями рыбоперерабатывающих предприятий.
К сожалению, сегодня ни в одном из существующих документов рыбопереработка не указана как направление государственной поддержки и рассматривается как дополнение (или следствие) рыбного промысла.
Вместе с тем обеспечением населения Российской Федерации рыбной продукцией глубокой переработки, то есть готовой к употреблению, фактически занимаются предприятия, расположенные на континенте, в местах нахождения крупных агломераций – там, где непосредственно находится потребитель рыбной продукции.
Именно эти предприятия сегодня должны быть предметом государственной поддержки. В этой связи необходимо сформировать государственную программу, где наряду с животноводством, растениеводством и рыбоводством будут предусмотрены соответствующие меры государственной поддержки предприятий по рыбопереработке.
САМОЗАНЯТЫЕ «ОРГАНИКОЙ»
Вы автор поправок в закон об органической продукции. Законопроект касается самозанятых. Какова цель документа?
Сергей Митин: На протяжении последних лет Совет Федерации уделяет особое внимание вопросам развития производства и реализации органической продукции: создана специализированная рабочая группа, в прошлом году под председательством Валентины Ивановны Матвиенко проведено заседание Совета по АПК, прошел первый в России конкурс на соискание премии за развитие органической продукции.
В то же время российский рынок «органики» находится в стадии становления, остаются проблемные вопросы, в том числе в сфере законодательного регулирования.
Так, базовый закон об органической продукции, который действует с 2020 года, перечислил всех, кто может попасть в единый государственный реестр производителей органической продукции, но почему-то самозанятых там не оказалось. Может, на тот момент само понятие «самозанятый» было не столько уж распространенным.
Сейчас в России насчитывается более 5 млн самозанятых, поэтому мы расширяем поле применения этого закона.
Сегодня достаточно большое количество людей, которые не зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, не создали организации, но готовы заниматься и занимаются производством очень хорошей органической продукции. Если они выполняют все требования федерального закона, почему они не могут быть официальными производителями органической продукции?
Важно понимать, что от организационной формы не зависит качество выпускаемой продукции.
Законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, отраслевым и экспертным сообществом, и, надеюсь, мы его в скором времени примем.