Во время форума заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин отметил, что Россия в последние годы активно наращивает поставки халяльной продукции за рубеж. По итогам 2022 года экспорт таких товаров вырос на 24% по сравнению с 2021-м.
При этом в странах СНГ и Таможенного союза, где превалирует мусульманская культура потребления, на мясо птицы из России приходится пока только 8% при общей доле импорта 35%. На это в своем выступлении обратила внимание директор по развитию внешнеэкономической деятельности ТД «Черкизово» Наталья Бартновская. «Несмотря на то, что мы ближайшие соседи и добросовестные производители продукции халяль, в этих странах основной объем импорта приходится сегодня на США. Есть все предпосылки для того, чтобы объемы наших поставок увеличились. Этому способствовало бы взаимное признание российского продукта органами сертификации халяль стран СНГ и Таможенного союза, а также равноценные требования к сертификации предприятий-производителей из всех стран-экспортеров», – приводит слова Натальи Бартновской пресс-служба компании.
Говоря о поставках халяльного мяса птицы в страны Ближнего Востока, Наталья Бартновская отметила, что российские экспортеры могут упрочить свое положение на рынках стран GCC (прежде всего, Саудовской Аравии) и нарастить объемы экспорта за счет брендированной продукции и развития всех каналов сбыта, включая ретейл и фуд-сервис.
Обсуждались перспективы развития экспорта в другие страны Азии, имеющие спрос на халяльную продукцию, – в частности в Малайзию. Группа «Черкизово» рассчитывает на открытие доступа продукции отечественного животноводства и птицеводства на малайзийский рынок в 2023 году.
За 2022 год объем экспорта халяльной продукции группы «Черкизово» составил 11,5 тыс. тонн, тогда как в 2021 году он был только 3,5 тыс. тонн. Группа «Черкизово» производит халяльную продукцию на шести предприятиях, имеющих сертификаты на соответствие стандартам халяль в ряде ближневосточных государств. На предприятиях работают сотрудники-мусульмане, которые осуществляют ручной убой птицы.
Портфель брендов халяльной продукции включает марки «Латифа», Dajajti и Krasnobor. Специально для экспорта в мусульманские страны компания разработала линейку халяльной продукции под брендом Dajajti («Моя курочка»). В 2022 году группа начала также экспортировать халяльное мясо индейки под брендом Krasnobor для розничных магазинов Саудовской Аравии.