Напомним, что в России в порядке эксперимента ограничили перевозку частниками немаркированной красной икры с Камчатки. Закон об этом вступил в силу 1 ноября 2022 года. Одному пассажиру самолета разрешается провозить в багаже или ручной клади не более 10 килограммов красной икры непромышленного изготовления. В пределах установленного веса продукцию можно провозить в упаковке без маркировки и сопроводительных документов. В Россельхознадзоре отметили, что служба последовательно выступала за урегулирование этого вопроса.
Теперь в международном аэропорту Петропавловска-Камчатского «Елизово» соблюдение новых требований проверяют сотрудники Россельхознадзора совместно с транспортной полицией и службой безопасности аэропорта. За первый день действия новых правил проверяющие проконтролировали провоз более 300 килограммов икры в багаже и ручной клади пассажиров, которые направлялись из Петропавловска-Камчатского в Москву, Владивосток и Новосибирск.
«Процедура оформления и досмотра максимально упрощена. При входе в аэропорт на багаж наклеивается бирка, которая подтверждает вес провозимой икры. Желтый цвет бирки обозначает, что в багаже или ручной клади икра в разрешенных пределах, красный – вес икры может превышать допустимый вес, зеленым цветом маркируется багаж и ручная кладь, в которой нет икры. «Зеленые» пассажиры сразу проходят к стойкам регистрации на рейс, а «красные» и «желтые» – на досмотр территориального управления Россельхознадзора», – рассказали представители службы о том, как реализуются новые правила.
В ходе досмотра проводится контрольное взвешивание. В случае если вес больше установленного максимума, потребуется подтверждение, что продукция – промышленного изготовления. Инспекторы Россельхознадзора также проверяют маркировку на упаковке с икрой, наличие декларации о соответствии продукции (копию документа должны выдать при продаже икры, в том числе на рынке), кассового чека или товарной накладной, подтверждающей покупку. С помощью системы «Меркурий» проверяются данные о происхождении икры – от места изготовления до места реализации.
«Введение дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб непромышленного изготовления потребовалось в связи с большим объемом перемещения икры, добытой браконьерским способом, под видом продукции для личного употребления», – пояснили в ведомстве.
По данным Россельхознадзора, только за одну неделю октября через международный аэропорт Петропавловска-Камчатского «Елизово» в багаже и ручной клади пассажиры вывезли 29 тонн икры «для собственного употребления» (из них 20,5 тонны – в Москву, 4 тонны – во Владивосток, 3,5 тонны – в Новосибирск и 1 тонну в Хабаровск). Всего с начала июня по конец октября, в самый пиковый период транспортировки икры, через аэропорт «Елизово» пассажиры вывезли 489,4 тонны икры.
Эксперимент по ограничению перевозки красной икры будет проводиться на Камчатке с 1 ноября 2022 года до 1 августа 2025 года.