Цены на импортную продукцию в этом сегменте выросли. «Заместить импорт могли бы российские компании», – отметила в беседе с «ВиЖ» гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова.
Отечественные корма для птиц и грызунов всегда были более дешевой альтернативой импортным, поскольку в цену товара не заложены международная логистика и таможенные пошлины, поясняет эксперт. Кстати, российская продукция была востребована и раньше.
«Почти половина россиян, у которых есть мелкие домашние животные, дают им корма как отечественные, так и импортные. Только российские корма использует примерно четверть владельцев животных. Шестая часть покупателей отдает предпочтение фермерским кормам», – рассказал «ВиЖ» гендиректор маркетингового агентства «Родемакс», аналитик российского зоорынка Сергей Лукьянов.
Кормятся в России
Ситуация с производством кормов для других домашних животных отличается. Но проблем с производством, поставками и ассортиментом из-за пандемии не будет, уверены эксперты «ВиЖ». Неважно, отечественный это корм или импортный.
Примерно 80% доли рынка кормов в России приходится на четыре транснациональные корпорации: Aller Petfood, Mars, Nestle и ЗАО «Рускан». Для оптимизации затрат на логистику они локализовали в России свои заводы. И сейчас используют почти 95% российского сырья, рассказали «ВиЖ» в пресс-службе Ассоциации производителей кормов для домашних животных, в которую входят корпорации. За последние 20 лет эти четыре компании построили восемь заводов в различных регионах России, инвестировав порядка 3 миллиардов долларов США. Кстати, доля промышленных кормов в рационе домашних животных в России в два-три раза ниже, чем в Европе.
По данным Ассоциации производителей кормов для домашних животных, в рационе кошек промышленные корма составляют менее 30%, а в рационе собак – чуть более 15%. Есть потенциал для роста.
«При этом настоящий импорт из Европы и Америки – это менее 10% товаров. Даже если импортные поставки прекратятся, на российском рынке кормов для домашних животных это сильно не отразится», – рассказал «ВиЖ» руководитель проекта «Родные корма» Александр Околелов. По словам эксперта, зообизнес в целом и сегмент продажи кормов для домашних животных в частности довольно подвижны: приходят новые торговые марки, уходят старые, и особенно это заметно в кризисные периоды.
«Помимо локализации в России производств зарубежных гигантов набирают темп российские производители. В 2019 году запустил производство сухих кормов под торговой маркой Winner отечественный гигант пищевой индустрии «Мираторг». Есть предприятие «ЛимКорм» в Белгородской области, которое оснащено самым современным на сегодняшний день аппаратом для производства кормов в России – экструдером Wenger. Сейчас «ЛимКорм» строит вторую линию по производству сухих кормов. По факту это будет еще один завод», – рассказал Александр Околелов.
Кстати, почти все оборудование для производства сухих и влажных кормов, консервов, а также десертов для животных поставляется из-за рубежа.
Домашняя кухня
По мнению гендиректора Союза предприятий зообизнеса Татьяны Колчановой, истинно российские производители кормов для домашних животных (не считая тех, что производят пищу для грызунов и декоративных птиц) вряд ли смогут во время пандемии увеличить свою долю на рынке. «Крупных отечественных предприятий у нас практически нет, за исключением разве что Гатчинского комбикормового завода, который среди прочего производит корма для кошек и собак.
В остальном этим занимаются небольшие предприятия, чаще цеха при мясоперерабатывающих заводах», – отметила Татьяна Колчанова. Кроме того, сложилось общее мнение, что в России делают плохие корма для домашних животных. «Дело в том, что российские производители зачастую играли на понижении цены, чтобы конкурировать с импортными товарами. Это сказывалось и на качестве продукта. При этом покупатели понимают, что дешевое не может быть хорошим. В итоге дошло до того, что люди перестали верить, что в России могут произвести достойный продукт», – считает Александр Околелов.
Кстати, акцент производителей на натуральные ингредиенты корма – это маркетинговый ход, отмечает эксперт. «Западные производители часто говорят, что у них все только натуральное. Корма у всех натуральные – все они делаются не из пластика, а из мясной муки, злаковых культур. И рассказы о кормах без глютена тоже от лукавого, ими в жирные годы можно было разводить людей. Сейчас у некоторых западных производителей появились даже корма без мяса для собак-веганов. Извините, но без мяса животное долго не проживет, как не выживет только на мясе. Питание должно быть сбалансированным. Оптимально, чтобы в рационе присутствовали белки, жиры, углеводы, клетчатка. Поэтому в корма добавляются даже овощи и фрукты», – отметил Александр Околелов.