«Необходимо раз и навсегда освободить молочную отрасль от угрозы внедрения цифровой маркировки средствами идентификации. Я подчеркну: не перенос на более поздние сроки, а полное освобождение отрасли. Система электронной ветсертификации Россельхознадзора «Меркурий» справляется со всеми государственными требованиями в части производства и реализации безопасной продукции», – подчеркнула в беседе с изданием «Ветеринария и жизнь» председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая.
По подсчетам отраслевого союза, на оснащение небольшого предприятия необходимым для маркировки товаров оборудованием потребуется около 300 миллионов рублей. Сейчас доходы производителей падают из-за снижения спроса и потери части рынков сбыта, поэтому дополнительные траты ощутимо ударят по бюджетам предприятий, считают эксперты отрасли.
При этом часть производителей ищут способы, как минимизировать затраты на маркировку, чтобы это не отразилось на себестоимости продукции. Группа компаний «Кабош» (агропромышленный холдинг, включающий предприятия по производству молока, сыра и тепличный комбинат) с августа 2020 года вступает в эксперимент по маркировке «Честный ЗНАК», сообщили «ВиЖ» в пресс-службе компании.
По разным оценкам, корректировка стоимости продукции в результате внедрения маркировки составит не менее 1%.
«Решение вступить в эксперимент по маркировке молочной продукции отчасти связано с необходимостью точно просчитать затраты на «Честный ЗНАК». Мы находимся в разгаре серьезного кризиса, наши затраты на производство постоянно растут из-за изменений на рынке и скачков курса валют», – рассказал «ВиЖ» президент группы компаний «Кабош» Дмитрий Матвеев.
Целесообразным введение маркировки для дорогих деликатесных продуктов питания считает исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков. Например, о таком желании заявляли производители осетровой икры.
«Когда есть возможность проследить каждую баночку, а к ее стоимости добавляется 10–20 рублей, для покупателей икры это незаметно. Зато это создает уверенность для потребителя, что он покупает продукт именно того производителя, чье качество полюбил. Когда мы говорим о продукции, которая, например, стоит 50 рублей, а на нее еще наклеят что-то, что в совокупности обойдется в 10 рублей, это очень сильно повлияет на потребительский спрос», – отметил в беседе с «ВиЖ» Сергей Гудков.
Между тем проект маркировки в России уже действует в нескольких товарных группах: табак, духи, шины, фотокамеры, изделия легкой промышленности. С 20 января 2021 года маркировка станет обязательной для молочных товаров, но определенных групп. Для остальных – с 1 октября 2021 года.
Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится на упаковку и содержит информацию о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.