«Субсидии предоставляются по двум направлениям. Первое предусматривает компенсацию предприятиям до 90% затрат на оплату труда и проживание студентов техникумов и вузов, обучающихся по сельхозспециальностям, привлеченных для прохождения практики. В 2021 году данное мероприятие затронет 37 регионов, участие в программе примут не менее 4,5 тысячи студентов – на эти цели выделено 150 миллионов рублей», — уточнила пресс-служба Минсельхоза.
Второе направление предполагает возмещение сельхозтоваропроизводителям до 90% расходов по ученическим договорам, заключенным с обучающимися по сельскохозяйственным специальностям в техникумах или вузах работниками. В текущем году на программу предусмотрено более 34 миллионов рублей. В ней принимают участие 40 регионов, планируется заключить более 500 договоров. Сейчас прорабатывается внесение изменений в механизм господдержки, чтобы расширить охват участников данных мероприятий.
Оксана Лут поручила оперативно сформировать перечень предприятий, на которые планируется направить студентов для прохождения практики, а также организаций, заинтересованных в заключении ученических договоров. Также замминистра призвала аграрные вузы активнее сотрудничать с Научным центром изучения проблем сельских территорий, который по поручению Президента создан в 2020 году в структуре Российского государственного аграрного заочного университета. В 2021 году центр начинает работу по научному обеспечению комплексного развития сельских территорий. Результаты его исследований лягут в основу управленческих решений по совершенствованию нормативного правового регулирования в этой сфере.
Эксперт: вузы должны быть на шаг впереди компаний
Эксперты отмечают, что крупным агропромышленным компаниям часто приходится тратить силы на постдипломное образование выпускников. Поэтому сами вузы должны быть на шаг впереди компаний. В частности, это касается ветеринарной отрасли. «Сегодня у вузов есть все, что необходимо, для того чтобы давать своим студентам качественное образование. Законодательная база отлажена, никто и ничто не препятствует тому, чтобы нанимать хороших преподавателей, организовывать содержательные практики студентам. Но, к сожалению, во многих учебных заведения этого не происходит. Не хватает практикующих врачей и известных специалистов», — отмечал в частности в интервью порталу Донского государственного технического университета, одного из ведущих вузов страны, президент Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа.
Он добавил, что государство и вуз должны привлекать специалистов-практиков для работы в высшей школе, создавать для них привлекательные условия и повышать заработную плату, стимулировать студентов, чтобы они шли в аспирантуру.
«Я дитя СССР, видел только такое образование, когда учат всему, а потом ты дальше специализируешься. Так же поставлено дело в Европе. Для меня было само собой разумеющимся, что готовится врач общей практики, а на последнем курсе идет специализация. Но, например, в ДГТУ сейчас делают изначально факультет, нацеленный на подготовку ветеринарных врачей для города… Время покажет. Думаю, что выпускники факультета будут более востребованы», — привел пример одной из новаций в профильном высшем образовании Сергей Середа.
Также, например, обсуждается вопрос о создании ветеринарной ординатуры в ДГТУ, которая будет направлена на подготовку узких специалистов, и в числе преподавателей будут практикующие ветврачи. «Но я уверен, что ординатура не должна быть во всех ветеринарных вузах. Ей должны заниматься только те университеты, которые обладают необходимыми условиями, базой, оборудованием. Преподавателями должны выступать практикующие ветеринарные врачи и вузовская профессура. Ординатура не должна быть обязательной для всех, а только для тех, кому требуется узкая специализация. Обучение в ординатуре, совершенно точно, должно быть связано с практикой», — уточнил Сергей Середа.