Светлана Сергеевна, недавно глава Северной Осетии поручил проверять всех поставщиков продуктов в социальные учреждения республики. Как вы считаете, стоит ли распространить такой опыт на другие регионы России?
Светлана Пантюхина: Я думаю, такая практика может принести положительные плоды. Мы прекрасно понимаем, что в социальные учреждения пищевые продукты поступают в основном в рамках федерального закона о госзакупках (№ 44-ФЗ). То есть по итогам проведения аукциона победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену на продукт. Как правило, поставщики и производители заведомо занижают стоимость контракта, чтобы получить право на поставки. Это приводит к снижению качества продукции и поставкам фальсификата. А с помощью информационной системы Россельхознадзора «Меркурий», которая обеспечивает прослеживаемость пищевой цепочки от поля до прилавка, от производителя до конкретного получателя, можно выявить в этой цепочке нелогичные перемещения, нелогичные объемы и пресечь поступление фальсификата и недоброкачественной продукции в социальные учреждения, что мы и делаем.
Часто выявляете недобросовестных поставщиков?
Светлана Пантюхина: Да, и ситуация настораживает. В 2022 году мы отобрали 1180 проб пищевой продукции и в 14,2% из них обнаружили нарушения по показателям качества и безопасности. Пробы отбирали в школах, детских садах, больницах, домах престарелых.
Давайте уточним, какую продукцию проверяли?
Светлана Пантюхина: Это говядина и мясо птицы, рыба, яйцо, молоко и молочная продукция (сметана, творог, сливочное масло, йогурт, кефир и так далее).
Как выглядит ситуация в разрезе регионов вашей зоны ответственности?
Светлана Пантюхина: Во Владимирской области выявлено 15,6% потенциально небезопасной продукции, в Костромской области – 8,4%. Наиболее тревожная ситуация в Ивановской области, поскольку здесь самый большой процент несоответствий – 17,9%. К сожалению, в Ивановской области большое количество молокопроизводящих предприятий, которые попадали в поле зрения управления как раз как выпускающие фальсификат. И эта фальсифицированная продукция поставлялась в социальные учреждения не только Ивановской области, но и других регионов. Наибольшее количество нарушений выявили в молочной продукции. Как правило, это фальсификация немолочными жирами. Например, в детский сад Ивановской области поступило 100 литров недоброкачественного пастеризованного молока производства ООО «Ивановский молочно-жировой комбинат», а также 2 кг творога и 5 кг сливочного масла производства ООО «Сыродел» – тоже производитель из Ивановской области. В молоке и сливочном масле обнаружили фитостерины, а в твороге – несоответствие жирнокислотного состава.
Удается ли добиться позитивных сдвигов в ситуации с поставками опасной продукции в соцучреждения?
Светлана Пантюхина: Да, в этом мы и видим цель нашей работы – максимально снизить процент недоброкачественной, фальсифицированной продукции, поставляемой в социальные учреждения. Хочу привести в пример опыт и практику Владимирской области, где в последние годы мы наблюдали снижение процента поставок недоброкачественной продукции в социальные учреждения. Если в 2020 году около 20% от поставляемой в соцучреждения продукции было небезопасным, то в 2021-м этот показатель сократился практически вдвое.
И в этом помогает «Меркурий»?
Светлана Пантюхина: Конечно. Инспектор видит, что в системе отсутствуют результаты лабораторных исследований продукции, подтверждающие ее качество и безопасность. Другой путь – это выявление несоответствия объемов входящего сырья и выходящего продукта. Случаи, когда сырья на производство поступило меньше, чем затем выработали из него готового продукта, сразу вызывают подозрение.
Зафиксировали подозрительные действия на предприятии и что дальше?
Светлана Пантюхина: Дальше такие схемы приходится раскручивать от первоначального электронного ветеринарного сопроводительного документа, оформленного производителем, до получателя данной продукции. Разумеется, мы отбираем пробы, подтверждаем наши подозрения данными лабораторных исследований и уже по этим результатам строим дальнейшую претензионную работу.
Какое наказание следует?
Светлана Пантюхина: Нарушителей привлекаем к административной ответственности, штрафуем. Суммы штрафов существенные. Так, за нарушение технических регламентов штраф составляет более 100 тыс. рублей. Кроме того, отзываем у недобросовестных производителей и поставщиков декларации о соответствии на продукцию. Но это не самые действенные меры.
А какие действенные?
Светлана Пантюхина: На мой взгляд, одна из самых действенных мер – информирование получателей продукции, а также представителей органов власти. В нашей практике много случаев, когда государственные социальные учреждения отказывались от контрактов с недобросовестными производителями, меняли поставщиков и начинали сами проводить претензионную работу, добиваясь компенсации за поставки недоброкачественного товара.
А по поводу взаимодействия с органами власти?
Светлана Пантюхина: Да, одна из эффективных практик, которую мы внедрили на территории Владимирской области, – это слаженное взаимодействие с органами исполнительной власти субъекта. Мы ежеквартально доводим до главы региона информацию о нарушениях, которые выявляем в социальной сфере, с перечнем производителей и поставщиков. Для того чтобы глава региона знал, какие поставки идут в социальные учреждения, и со своей стороны тоже принимал меры.
Второй инструмент – мы выносим информацию на комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, которые действуют в регионах. В конце ноября 2022 года заседание такой комиссии состоялось в Ивановской области, рассматривали ситуацию с молочным производством. Решено заслушивать доклады нашего управления ежеквартально. Отмечу, что 3 года в Ивановской области такая комиссия не созывалась и только по нашей инициативе было проведено первое заседание летом 2022 года.
И третий инструмент – межведомственное взаимодействие. Приведу в пример опять же Владимирскую область, где информацией о наших выявлениях заинтересовались правоохранительные органы. Кроме того, мы взаимодействуем с налоговой службой. Сегодня они активно проводят проверки, опираясь на данные, которые мы предоставили.
Вся эта планомерная работа дает очевидные результаты. Мы видим снижение процента поставок опасной продукции в соцучреждения на территории Владимирской области.
Риски для потребителей при употреблении недоброкачественной и фальсифицированной продукции
Если в продукции есть превышение по микробиологическим показателям, например присутствует золотистый стафилококк или сальмонелла, – это вызывает пищевые токсикоинфекции.
Если продукт фальсифицирован растительными жирами, когда под видом масла или сыра поставляют сырные продукты или спреды, при индивидуальной непереносимости растительных жиров могут возникнуть аллергические реакции.
Наибольшую опасность представляет регулярное употребление продукции с остаточным количеством лекарственных средств Например, постоянное употребление яиц и мяса птицы, содержащих кокцидиостатики, может привести к дисбактериозу, снижению иммунитета и, как следствие, постоянным простудам, аллергическим реакциям, нарушению работы систем организма. Причем даже термическая обработка не разрушает эти препараты.
При регулярном употреблении продукции, содержащей остаточное количество антибиотиков, развивается антибиотикорезистентность, то есть у микроорганизмов возникает устойчивость к данным препаратам. В связи с этим эффективность лечения снижается.
МНЕНИЕ
Сергей Данкверт, руководитель Россельхознадзора
«У нас есть механизмы контроля фальсификата. Это наши электронные системы, которые дают много информации. Мы знаем, из чего состоит колбаса, которая производится в том или ином регионе, какой процент фальсификации, где неправильно используются антибиотики, какие предприятия участвуют в мошеннических схемах и так далее. Вся информация собирается и направляется нами в адрес губернаторов, чтобы они рассматривали эти вопросы на комиссиях по незаконному обороту промышленной продукции. Необходимо понимать, что на бюджетные деньги не должна закупаться и отправляться в социальные учреждения фальсифицированная продукция. У нас, к сожалению, форма госзакупки такая, что все определяется стоимостью, а не качеством. Поэтому мы всем всегда рекомендуем: если закупаете продукцию для бюджетных учреждений – школ, больниц и других, пожалуйста, проверьте в нашей информационной системе «Меркурий» производителя и историю его деятельности», — сказал глава службы в интервью РБК.