+7 (495) 925 06 34
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
< назад

Как региональные вузы развивают ветеринарное образование в России

Одна из главных проблем, тормозящих внедрение современных технологий на отечественных агропредприятиях, – дефицит толковых кадров. Россия не может быть ни лидером на мировом агропродовольственном рынке, ни эффективно замещать импорт без хорошо подготовленных специалистов.

Как региональные вузы развивают ветеринарное образование в России
Фото предоставлено ДГТУ

Пока, признают эксперты, общая ситуация с ветеринарным образованием в России незавидная. Лишь некоторые вузы по собственной инициативе внедряют современные системы подготовки кадров.

Выпускники агровузов не знают, как работать на ферме

Созданное в 2019 году на средства частных инвесторов ООО «СХП «ЭкоПродукт» из Самарской области быстро стало одним из лучших в России. Средние надои на фуражную корову здесь превышают 11 тысяч литров в год, то есть более 36 литров в сутки. А в ближайшие два года «ЭкоПродукт» рассчитывает получить статус племенного хозяйства.

– Планы у нас серьезные. Но одна из главных проблем – причем не только для нашего хозяйства, но и российского животноводства в целом – дефицит кадров. К сожалению, большинство выпускников аграрных вузов просто не понимает, как строится работа на современной молочной ферме. Скот мы закупаем импортный, дорогой, со сложной физиологией, требовательный к условиям содержания и кормления. И нам нужны грамотные специалисты. Найти их невероятно сложно. И это большой минус вузам, программы обучения в которых оторваны от реальности, – рассказывает изданию «Ветеринария и жизнь» гендиректор ООО «СХП «ЭкоПродукт» Михаил Фаерман.

Заочное обучение ветврача — катастрофа

Алексей Ермаков – декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета (ДГТУ), профессор, доктор биологических наук – напоминает: на протяжении последних 20 лет низкий уровень ветеринарного образования в России много раз становился предметом жарких дискуссий. Причем о проблеме говорят не только работодатели, недостаточный уровень подготовки молодых ветеринарных специалистов признают сами вузы.

– Причины большинства недостатков ветеринарного образования нужно искать исключительно внутри вузовского сообщества. Проблемы даже не в недофинансировании и не в учебных планах, а в самих преподавателях. В вузах практически не осталось практиков, пришедших из производства, бизнеса или ветклиник. И, конечно, катастрофой для ветеринарного образования является заочная форма обучения. Убежден, что выучить ветеринарного врача заочно невозможно! –  констатирует Алексей Ермаков в разговоре с корреспондентом «ВиЖ».

Дуально — значит актуально

В Самарском государственном аграрном университете (СГАУ) начиная с 2016 года реализуют дуальную систему обучения студентов ветеринарного факультета. По словам декана факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Владимира Зайцева, переход вуза на дуальную систему обучения в первую очередь был связан с высокими требованиями, которые современные предприятия предъявляют выпускникам. Кстати, один из партнеров Самарского ГАУ по реализации программы дуального обучения – ООО «СХП «ЭкоПродукт».

Суть дуального обучения такова: участников проекта – будущих ветеринарных врачей и зоотехников – разбивают на две группы и закрепляют за животноводческими предприятиями, которые заключили договор с университетом. Представители первой группы выезжают в хозяйства, где проходят месячную практику. В это время студенты второй группы продолжают изучать теорию в стенах вуза. Через месяц первая группа возвращается в университет, а вторая отправляется в хозяйство. Таким образом, четыре месяца в году студенты проводят в реальных производственных условиях.

За четыре года в проекте приняло участие около 40 студентов, 15 из них пошли работать на предприятия, где практиковались во время обучения.

Семь из десяти выпускников уходят в ветклиники

Представители других российских аграрных вузов обращаются в СГАУ, желая перенять опыт дуального обучения.
А у факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ свой путь. По словам его декана Алексея Ермакова, современным ветврачам нужны глубокие знания, практический опыт и гибкие навыки. Для этого в вузе был сформирован коллектив преподавателей, костяк которого составляют высококвалифицированные практики и научные работники. В прошлом году факультет выиграл мегагрант Правительства России по ветеринарии. На полученные средства вуз закупил новейшее научное оборудование и открыл лабораторию мирового уровня.

Отдельная тема – аккредитованная программа обучения, которая изначально ориентирована на потребности выпускников.

– Конечно, мы даем студентам знания о болезнях сельхозживотных и ветсанэкспертизе. Но статистика гласит: семь из десяти выпускников ветфака идут работать в клиники с мелкими животными. Поэтому мы сосредоточились на специальных дисциплинах по болезням домашних питомцев. Считаем этот подход оптимальным как для студентов, так и для вуза. Также мы разработали уникальный синтетический предмет «технологии точных и естественных наук». Его задача – сформировать у студента предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом компетенции по цифровой грамотности, статистике, биофизике. Появление этого предмета не только формирует у студентов способность комплексно решать сложные задачи, но и позволяет сэкономить часы для спецдисциплин, – утверждает Алексей Ермаков.

В ДГТУ есть собственная ферма, где студенты получают навыки работы с сельхозживотными и птицей. А к концу года там планируют открыть университетскую клинику. Кроме того, у всех студентов ветфака, даже первокурсников, один день в неделю объявлен клиническим. Ребята проводят его в клинике, лаборатории или конкретном хозяйстве. Это выгодно обеим сторонам: студенты выбирают место будущей работы, а работодатели присматриваются к выпускникам.

А как у других?

Упор на практику делают и другие аграрные вузы России. Как сообщает пресс-служба Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина (КубГАУ), в 2018 году на базе местного ветфака открылась ветеринарная клиника. Она оснащена современным оборудованием, включая прибор МРТ. Кроме того, студенты факультета проходят практику на базе современных учебно-опытных хозяйств «Кубань» и «Краснодарское».

А в Ставропольском государственном аграрном университете уже более десяти лет работает студенческий лечебный ветеринарный отряд, созданный на базе факультета ветеринарной медицины и факультета технологического менеджмента. Как сообщает пресс-служба вуза, за это время в отряде было зарегистрировано около 400 «бойцов», они вылечили более тысячи животных – от попугаев и кроликов до пони и коров. При этом студенты учатся у действующих ветспециалистов. Они работают в региональном ветеринарном центре, который находится на территории факультета.

Свежие отраслевые новости на нашем канале в Telegram

Добавьте «Ветеринарию и жизнь» в избранное в ЯНДЕКС.НОВОСТИ

Еще по теме
События, 1 сентября 2020, 10:04
Читайте также:
цитата
Татьяна Галкина, заведующая лабораторией профилактики болезней мелких домашних животных ФГБУ «ВНИИЗЖ»
«Новый вариант коронавируса «омикрон» подвергся значительному мутационному сдвигу и получил способность проникать в том числе в организм грызунов. Очевидно, что в сложившейся эпидемической ситуации нельзя исключать возможность заражения разных видов животных»
Татьяна Галкина
заведующая лабораторией профилактики болезней мелких домашних животных ФГБУ «ВНИИЗЖ»
Календарь мероприятий
Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24
2627282930
31
Все мероприятия

Самое читаемое

Производителей импортных кормов для кошек и собак уличили в обмане потребителей
Гендиректор МЭБ Моник Элуа: Новые варианты вируса гриппа птиц представляют опасность для людей
Минсельхоз включит кошек и собак в законопроект о маркировке животных
Номер 12 (55) декабрь 2021
Читать газету
«Ветеринария и Жизнь»
Газета ВиЖ. Оформить подписку
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей