Пока, признают эксперты, общая ситуация с ветеринарным образованием в России незавидная. Лишь некоторые вузы по собственной инициативе внедряют современные системы подготовки кадров.
Выпускники агровузов не знают, как работать на ферме
Созданное в 2019 году на средства частных инвесторов ООО «СХП «ЭкоПродукт» из Самарской области быстро стало одним из лучших в России. Средние надои на фуражную корову здесь превышают 11 тысяч литров в год, то есть более 36 литров в сутки. А в ближайшие два года «ЭкоПродукт» рассчитывает получить статус племенного хозяйства.
– Планы у нас серьезные. Но одна из главных проблем – причем не только для нашего хозяйства, но и российского животноводства в целом – дефицит кадров. К сожалению, большинство выпускников аграрных вузов просто не понимает, как строится работа на современной молочной ферме. Скот мы закупаем импортный, дорогой, со сложной физиологией, требовательный к условиям содержания и кормления. И нам нужны грамотные специалисты. Найти их невероятно сложно. И это большой минус вузам, программы обучения в которых оторваны от реальности, – рассказывает изданию «Ветеринария и жизнь» гендиректор ООО «СХП «ЭкоПродукт» Михаил Фаерман.
Заочное обучение ветврача — катастрофа
Алексей Ермаков – декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета (ДГТУ), профессор, доктор биологических наук – напоминает: на протяжении последних 20 лет низкий уровень ветеринарного образования в России много раз становился предметом жарких дискуссий. Причем о проблеме говорят не только работодатели, недостаточный уровень подготовки молодых ветеринарных специалистов признают сами вузы.
– Причины большинства недостатков ветеринарного образования нужно искать исключительно внутри вузовского сообщества. Проблемы даже не в недофинансировании и не в учебных планах, а в самих преподавателях. В вузах практически не осталось практиков, пришедших из производства, бизнеса или ветклиник. И, конечно, катастрофой для ветеринарного образования является заочная форма обучения. Убежден, что выучить ветеринарного врача заочно невозможно! – констатирует Алексей Ермаков в разговоре с корреспондентом «ВиЖ».
Дуально — значит актуально
В Самарском государственном аграрном университете (СГАУ) начиная с 2016 года реализуют дуальную систему обучения студентов ветеринарного факультета. По словам декана факультета биотехнологии и ветеринарной медицины Владимира Зайцева, переход вуза на дуальную систему обучения в первую очередь был связан с высокими требованиями, которые современные предприятия предъявляют выпускникам. Кстати, один из партнеров Самарского ГАУ по реализации программы дуального обучения – ООО «СХП «ЭкоПродукт».
Суть дуального обучения такова: участников проекта – будущих ветеринарных врачей и зоотехников – разбивают на две группы и закрепляют за животноводческими предприятиями, которые заключили договор с университетом. Представители первой группы выезжают в хозяйства, где проходят месячную практику. В это время студенты второй группы продолжают изучать теорию в стенах вуза. Через месяц первая группа возвращается в университет, а вторая отправляется в хозяйство. Таким образом, четыре месяца в году студенты проводят в реальных производственных условиях.
За четыре года в проекте приняло участие около 40 студентов, 15 из них пошли работать на предприятия, где практиковались во время обучения.
Семь из десяти выпускников уходят в ветклиники
Представители других российских аграрных вузов обращаются в СГАУ, желая перенять опыт дуального обучения.
А у факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ свой путь. По словам его декана Алексея Ермакова, современным ветврачам нужны глубокие знания, практический опыт и гибкие навыки. Для этого в вузе был сформирован коллектив преподавателей, костяк которого составляют высококвалифицированные практики и научные работники. В прошлом году факультет выиграл мегагрант Правительства России по ветеринарии. На полученные средства вуз закупил новейшее научное оборудование и открыл лабораторию мирового уровня.
Отдельная тема – аккредитованная программа обучения, которая изначально ориентирована на потребности выпускников.
– Конечно, мы даем студентам знания о болезнях сельхозживотных и ветсанэкспертизе. Но статистика гласит: семь из десяти выпускников ветфака идут работать в клиники с мелкими животными. Поэтому мы сосредоточились на специальных дисциплинах по болезням домашних питомцев. Считаем этот подход оптимальным как для студентов, так и для вуза. Также мы разработали уникальный синтетический предмет «технологии точных и естественных наук». Его задача – сформировать у студента предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом компетенции по цифровой грамотности, статистике, биофизике. Появление этого предмета не только формирует у студентов способность комплексно решать сложные задачи, но и позволяет сэкономить часы для спецдисциплин, – утверждает Алексей Ермаков.
В ДГТУ есть собственная ферма, где студенты получают навыки работы с сельхозживотными и птицей. А к концу года там планируют открыть университетскую клинику. Кроме того, у всех студентов ветфака, даже первокурсников, один день в неделю объявлен клиническим. Ребята проводят его в клинике, лаборатории или конкретном хозяйстве. Это выгодно обеим сторонам: студенты выбирают место будущей работы, а работодатели присматриваются к выпускникам.
А как у других?
Упор на практику делают и другие аграрные вузы России. Как сообщает пресс-служба Кубанского государственного аграрного университета им. И. Т. Трубилина (КубГАУ), в 2018 году на базе местного ветфака открылась ветеринарная клиника. Она оснащена современным оборудованием, включая прибор МРТ. Кроме того, студенты факультета проходят практику на базе современных учебно-опытных хозяйств «Кубань» и «Краснодарское».
А в Ставропольском государственном аграрном университете уже более десяти лет работает студенческий лечебный ветеринарный отряд, созданный на базе факультета ветеринарной медицины и факультета технологического менеджмента. Как сообщает пресс-служба вуза, за это время в отряде было зарегистрировано около 400 «бойцов», они вылечили более тысячи животных – от попугаев и кроликов до пони и коров. При этом студенты учатся у действующих ветспециалистов. Они работают в региональном ветеринарном центре, который находится на территории факультета.