Документ предполагает выделение дополнительных 20% морских квот на общие допустимые уловы рыбы в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, 50% – на определенные виды крабов в отдельных районах промысла, а также 100% квот добычи на отдельные виды ценных моллюсков и других беспозвоночных, таких как морские гребешки, трубачи, серые и черные морские ежи, трепанги.
Что касается 20% общих допустимых квот, в отличие от первого этапа, предлагается поделить их поровну между инвесторами на строительство рыбоперерабатывающих комплексов и судов (в первый этап было соотношение 5% на 15% соответственно).
«Есть понимание, что это крайне важный законопроект. Он касается регионов, людей, защиты наших национальных интересов. Много примеров, когда бизнес получает квоты на вылов, а сам при этом находится за пределами нашей страны, переводит деньги в офшоры, не вкладывает в развитие регионов Дальнего Востока. Эту ситуацию необходимо менять», – прокомментировал законопроект председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Он также поручил профильному комитету и предложил правительству при обсуждении законопроекта во втором чтении озвучить те компании, которые работают в России в этой отрасли, и тех, кто находится в другой юрисдикции.
Как отметили в Росрыболовстве, второй этап распределения инвестквот направлен на повышение эффективности освоения высоколиквидных объектов промысла: крабов, моллюсков и ценных беспозвоночных. В случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции планируется начать отбор проектов по строительству судов рыбопромыслового флота по окончании реализации первого этапа, то есть ориентировочно в 2025 году. Отбор и реализацию проектов по береговым рыбоперерабатывающим комплексам предлагается провести в 2023 году.
В Росрыболовстве также сообщили, что принятие законопроекта позволит построить до 30 высокоэффективных рыбопромысловых судов, 35 судов-краболовов, порядка 8 современных рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке и до 30 других предприятий по переработке и хранению гидробионтов.
По предварительным итогам первого этапа уже работает 21 береговой рыбоперерабатывающий завод.
«Только за прошлый год динамика производства продукции с высокой добавленной стоимостью – плюс 24% в целом по стране. Если мы говорим о структуре экспорта, то рыбный экспорт мог вообще остановиться в связи ковидными ограничениями, которые вводил Китай. Благодаря тому, что новые заводы появились, мы смогли выпускать продукцию для конечного потребителя и в том числе поставлять ее на другие рынки, включая недружественные сейчас страны. Хотелось бы отметить, что у нас существует нехватка мощностей для вылова, мы могли бы ловить на миллион больше, но за счет того, что у нас устаревший флот и его, очевидно, не достаточно, нам действительно нужна программа для увеличения промысловых мощностей», – приводятся в сообщении Росрыболовства слова руководителя ведомства Ильи Шестакова.
Ранее на парламентских слушаниях большинство участников рынка высказали опасения, что представленный механизм с учетом опыта первого этапа приведет к сокращению добычи предприятиями малого и среднего бизнеса. У экспертов также есть опасения, что цель проекта – обновление устаревшего российского рыбопромыслового флота – не будет достигнута с учетом темпов реализации первого этапа. В рамках первого этапа инвестквот построен 21 из 27 запланированных рыбоперерабатывающих заводов, 7 из 64 рыбопромысловых судов и только 3 краболова из 41 планируемого.
Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Борис Кабаков пояснил, что на переносе сроков реализации инвестпроектов сказались пандемия, санкционное давление, отказы в поставках оборудования.