«Помимо проблем в отрасли, негативно на выпуске скажется еще и ожидаемое падение экспорта, а также ослабление спроса на колбасные изделия на российском рынке из-за экономического кризиса», – отмечают эксперты.
Они уточнили, что российский рынок колбасных изделий и мясных деликатесов хоть и состоит на 98% из продукции собственного производства, но вместе с тем зависит от импортных компонентов. В июле 2022 года, когда Евросоюз прекратил импортировать в Россию искусственные оболочки, необходимые для выпуска колбасной продукции, производители занялись поиском альтернативных стран – поставщиков оболочки на рынок РФ. Представители отрасли в первую очередь рассматривают возможность увеличения закупок из Китая, Сербии и Индии. Также рассматривается вариант замены типа оболочки.
Выпуск некоторых видов искусственных оболочек хорошо отлажен на российских заводах. Однако они пока не в состоянии удовлетворить возросший спрос. «К тому же при производстве самих оболочек на территории России также применяются искусственные ингредиенты, включая компоненты из стран ЕС, с которыми сейчас тоже возникли сложности», – пояснили аналитики.
При этом, по данным BusinesStat, за 2017–2021 годы производство колбасных изделий и мясных деликатесов в России увеличилось на 8,1%, до 2,61 млн тонн. Однако в условиях снижения располагаемых доходов населения тенденцией последних лет стало уменьшение объема упаковки выпускаемой продукции. Производители стали изготавливать колбасы и деликатесы меньшего размера, что позволило предлагать более приемлемые цены на готовую продукцию.