В среднем каждый год в стране образуется 579 млн тонн органических отходов, из которых на навоз и помет – ключевые компоненты органических удобрений – приходится 500 млн тонн, то есть почти 72%. Такие данные приводит рабочая группа по органическим удобрениям Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии.
При этом лишь незначительная доля пахотных земель обогащается органикой. Так, по данным Росстата, в 2022 году было внесено 70,9 млн тонн органических удобрений на 4,2 млн га из 82 млн га пашни. Таким образом, без учета частных хозяйств органические удобрения попали лишь на 5% пахотных земель.
C 1 марта 2023 года в России действует новый закон, который призван повысить эффективность вовлечения побочных продуктов животноводства в сельскохозяйственное производство, – Федеральный закон № 248. В прошлом году аграрии должны были подать уведомления в Россельхознадзор об отнесении навоза к отходам или побочным продуктам. Окончательной датой для подачи таких уведомлений на 2024 год было 31 декабря 2023 года.
Напомним, что к побочным продуктам животноводства (ППЖ) относятся навоз, помет и стоки, которые образуются при содержании сельхозживотных, а также подстилка, если такие продукты используются в сельскохозяйственном производстве.
Лакуны
Среди прочего предприятия АПК и экспертное сообщество отмечали отсутствие четких нормативов к содержанию нитратов в почве. Так, применение побочных продуктов животноводства, как и азотных удобрений, приводит к временному увеличению содержания нитратов. В дальнейшем содержание возвращается к норме в течение вегетационного периода у растений. При этом фактического ущерба почве нет, а штрафные санкции из-за превышения показателей по нитратам могут применяться, напомнила председатель Общественного совета при Россельхознадзоре, директор Молочного союза России Людмила Маницкая. Методика расчета вреда почвам по нитратам должна быть пересмотрена, а размер штрафов кратно снижен, подчеркнула она.
Использование и реализация побочных продуктов животноводства осуществляются на основании технических условий, которые утверждает изготовитель. В них должны быть прописаны характеристики побочных продуктов, способы обработки, переработки, условия использования, методы контроля, требования к безопасности. Однако законом не установлены критерии и общие требования к разработке таких технических условий для изготовителя. Глава союза полагает, что в закон следует внести изменения, чтобы установить критерии и порядок разработки технических условий.
Также для практической реализации закона не хватает методов, инструкций и регламентов для определения ППЖ, не решен вопрос с доступностью аккредитованных лабораторий и мер господдержки, сетует эксперт. «Он был принят не в том виде, в котором хотелось бы. При реализации требований могут возникнуть проблемы, этот документ сырой. Потребуется вносить поправки, но самое главное – у аграриев есть выбор. Они могут отнести навоз и помет к побочным продуктам животноводства или отходам», – отметила Людмила Маницкая на первом в 2024 году заседании совета.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по защите конкуренции, вице-президент Росптицесоюза Сергей Лисовский также считает, что принятый закон недостаточно эффективен с точки зрения регулирования обращения побочных продуктов животноводства. После внесения навоза вещества не могут мгновенно впитаться в почву, поэтому Росприроднадзор может сразу зафиксировать превышение нормативов. «Сейчас мы пытаемся добиться того, чтобы регламент измерений после внесения навоза применялся не сразу, а по прошествии определенного времени. Мы хотим четко сформулировать методику определения ущерба при внесении навоза. Мы также предлагаем, чтобы выплаченная компенсация ущерба была зачтена в качестве начисленного Росприроднадзором штрафа», – пояснил он, выступая на ХХII Всероссийском съезде производителей и переработчиков молока.
Когда закон о ППЖ был принят, птицеводы предложили Росагролизингу поддержать создание пометохранилищ, поскольку такие сооружения сложно строить средним и малым хозяйствам. Предполагалось, что такие хранилища будут лизинговать целиком, а не отдельным оборудованием, по аналогии с молочными фермами, элеваторами. Минсельхоз эту идею не принял, сославшись на программы льготного кредитования, в рамках которых может быть оказана господдержка, напомнил Сергей Лисовский.
Ранее животноводы были обязаны делать паспорта отходов и вести учет побочной продукции – навоза и помета – именно как отходов производства и потребления либо обращаться в компанию, которая может их перерабатывать, имеет соответствующую лицензию. Это очень сложная документация: отдельный юрист, инженер-эколог, которых держать в штате могут позволить себе лишь крупные компании. Кроме того, аграриям приходилось платить за нанесенный окружающей среде ущерб, рассказал «Ветеринарии и жизни» Андрей Кочка, директор компании «Гринко», выпускающей препараты для обеззараживания ППЖ и отходов. «Несмотря на критику нового закона со стороны отраслевого сообщества, он в разы облегчил жизнь животноводам. Просто необходимо вести учет образования побочных продуктов. И предприятия сохраняют возможность работы с отходами в рамках обоих законов – о побочных продуктах и об отходах (268-ФЗ. – «ВиЖ»)», – отметил эксперт.
К недостаткам текущей версии закона о побочных продуктах Андрей Кочка относит невозможность смешивать навоз или помет с другими отходами. «Допустим, на ферме крупного рогатого скота остается кормосмесь, но ее для компостирования смешивать с навозом нельзя. Полагаю, этот недостаток законодательной базы следует устранить в будущем, чтобы вносить, например, овощи, навоз и кормосмесь одним бортом», – уточнил эксперт.
База для госрегулирования работы с побочными продуктами животноводства постоянно совершенствуется. Так, летом 2023 года специалисты Россельхознадзора предложили исключить нитраты из перечня загрязняющих почву веществ. Также служба предлагала изменить ГОСТ, устанавливающий периодичность отбора проб из почвы. Кроме того, в начале текущего года группа сенаторов предложила вывести из-под действия закона об обращении пестицидов и агрохимикатов переработанный без использования химических или биологических препаратов навоз.
Лагуны, тиолы и амиды
Для крупных предприятий вопрос хранения навоза и помета был решен задолго до принятия закона о ППЖ. Лагуны – специально оборудованные площадки с бетонным основанием – и другие капитальные сооружения у них уже были. В текущей версии закона учтены интересы и малых хозяйств. Так, навоз можно хранить на площадках с глиняным и даже пленочным основанием. «Технология с пленкой кажется мне довольно спорной, однако глина является настоящим спасением для небольших хозяйств, поскольку бетонные хранилища обходятся очень дорого и не всегда оправдывают себя из-за меняющихся объемов. Глиняная площадка – решение вообще всех проблем в любом регионе. Люди выкладывают глиной определенный участок территории, закатывают это автомобилями. На предприятии дополнительных затрат, кроме как работа специальной или автомобильной техники, не требуется», – отметил Андрей Кочка.
Вести учет отходов и платить за негативное воздействие на окружающую среду не нужно, а хранить побочные продукты животноводства можно на площадках с глиняным или пленочным основанием
Помимо обеззараживания крайне важно решить вопрос с запахом для проживающих в окрестностях предприятия людей. К примеру, современные технологии позволяют убрать неприятный запах в течение 2–3 дней, сохраняя все полезные вещества – азот, фосфор и калий.
Новые присадки позволяют значительно снизить выделение дурнопахнущих соединений, таких как тиолы (меркаптаны), некоторые органические кислоты, аммиак и амиды. Таким образом, лагуны для хранения жидких стоков с животноводческих предприятий уже не доставляют таких неудобств для окружающих, как в былые годы.
Есть такая партия
Зачастую аграрии не до конца понимают, как правильно оформить работу с побочными продуктами животноводства. При подготовке документации нужно понимать, что следует считать партией побочных продуктов. Партия – это завезенные в хранилище побочные продукты до заполнения определенного объема, например 1 тыс. тонн. Именно из партии берется образец для лабораторного анализа, досыпать и добавлять в нее ничего нельзя.
Получив заключение аккредитованной лаборатории, партию органики можно вносить на поля без ограничений и штрафов
Например, если у хозяйствующего субъекта нет возможности самостоятельно подготовить технические условия и технические регламенты, достаточно заполнить предоставленный Федеральным центром охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ» Россельхознадзора) опросник, в котором будут отражены объемы и свойства продуктов, а также технические нюансы. По этому опроснику центр подготовит техусловия и регламенты. В них и будет прописана партия, на которую выдадут документацию. По истечении определенного для переработки периода образец ППЖ отправляют в аккредитованную лабораторию, которая выдает заключение о соответствии партии требованиям федерального закона о побочных продуктах животноводства. Это ключевой документ для одной партии. После его получения продукт можно выкладывать на поля без ограничений и штрафных санкций со стороны Росприроднадзора и других ведомств.
«Если говорить о небольших хозяйствах, то им достаточно разово оформить технические условия, сделать себе небольшую площадку с глиняным или пленочным основанием, используя собственную технику. Площадка может быть крупной, чтобы раз в квартал вывозить все в поля. Тогда можно сократить число оформленных заключений», – пояснил Андрей Кочка.
Новые лабораторные методики
Две методики лабораторного анализа побочных продуктов животноводства уже разработаны учеными Россельхознадзора. «Они позволяют определить остаточное количество пестицидов и солей тяжелых металлов именно в ППЖ. Эти методики уже доступны для лабораторий, которые желают расширить свою аккредитацию», – сообщила советник Управления внутреннего фитосанитарного и земельного надзора, контроля качества и безопасности зерна Россельхознадзора Надежда Павлова.
Методика МИ 09-2023 позволяет с помощью газовой хроматографии определить в органических удобрениях и побочных продуктах животноводства остаточные количества хлорорганических пестицидов, например дихлордифенилтрихлорэтана (ДДТ), гексахлорциклогексана (ГХЦГ), или гексахлорана. Эти соединения обладают высокой устойчивостью и могут накапливаться в пищевой цепи, оказывая токсическое воздействие на живые организмы. Другая методика – МИ 04-2023 – служит для измерения содержания тяжелых металлов, например мышьяка, кадмия, свинца и ртути, которые способны накапливаться в организме животных и попадать через продукты животноводства в пищу людей, вызывая разные заболевания. При внесении навоза на поля содержащиеся в нем токсичные элементы негативно влияют на урожайность сельхозкультур, ухудшают качество продукции и нарушают иммунные барьеры, что приводит к поражению растений болезнями и вредителями.
Полученную из навоза органику пока можно продавать только юрлицам.
Продавать можно
Технологии быстрого компостирования позволяют предприятию использовать партию переработанного и обеззараженного навоза или помета в качестве органического удобрения. Новый закон дает возможность официально, после получения заключения аккредитованной лаборатории о том, что ППЖ обеззаражены, продавать полученную органику другим сельхозпредприятиям. Продажа частным лицам пока не предусмотрена. Это дополнительный источник дохода и значимая точка роста для агробизнеса. Напомним, емкость отечественного рынка органических и органоминеральных удобрений Росстат и Торгово-промышленная палата оценивают в 300 млрд рублей.