Специальный проект издания «Ветеринария и жизнь

Эксперт пояснил, почему однократной вакцинации собак против бешенства недостаточно

Международная ассоциация ветеринарии мелких животных (WSAVA) рекомендует однократно вакцинировать собак против бешенства с последующей ревакцинацией раз в 3 года. Однако территория России эндемична по данному заболеванию, поэтому нужен другой подход к вакцинации против бешенства в стране, рассказал ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательских работ компании «Ветбиохим» Алексей Мухин.

«Почему в России мы рекомендуем поступать по-другому? Россия – это территория, неблагополучная по бешенству. Да, у нас есть благополучные районы, но в целом бешенство для России эндемично, поэтому те подходы, которые нам пропагандируют наши коллеги из стран, где бешенства нет, у нас не работают», – пояснил он, выступая на XXXII Московском международном ветеринарном конгрессе.

В качестве примера он привел исследования компании, которые подтвердили, что до 10% собак после вакцинации не имеют уровня антител, достаточного для защиты.

«Мы начали проверять, почему так происходит, и выяснили, что большинство этих животных были вакцинированы однократно», – рассказал он.

К такому же выводу, кстати, пришли и исследователи во Франции, которые обнаружили, что у 7% собак нет достаточного уровня антител после первой вакцинации.

«В принципе и наши данные, и данные наших французских коллег показывают, что большинство собак будет защищено уже после одной инъекции. Мы не говорим о каких-то отдельных препаратах. Все они обладают приблизительно одними и теми же свойствами. Но при этом остается до 10% животных, которые не защищены. И еще больше тех животных, у которых уровень антител меньше одной международной единицы», – пояснил он.

В странах, благополучных по бешенству, вероятность встречи питомца с бешеной лисой или другой заболевшей собакой ниже, поэтому однократная вакцинация с последующей ревакцинацией через 3 года является оптимальной рекомендацией. В России же нужен другой подход.

Так, например, если владелец собаки живет в неблагоприятном по бешенству регионе, если он регулярно выезжает со своим питомцем на охоту, а также у него нет возможности проверить уровень антител к данному заболеванию у своей собаки, то в этом случае ветврач рекомендует вакцинировать таких животных двукратно с интервалом в 3 недели. Начинать проводить вакцинацию щенка можно уже с 10-недельного возраста.

«Если же мы можем проконтролировать уровень антител и после однократной вакцинации, уровень антител высокий, то можно повторно не иммунизировать», – отметил он.

Аналогичная ситуация и с ревакцинацией. «Если у нас неблагоприятные условия, нет возможности проверить уровень антител, то мы рекомендуем ревакцинировать 1 раз в год хотя бы в первые 3 года после первого курса вакцинации. Если у нас благополучный регион, есть возможность посмотреть уровень антител, то можем принимать решение индивидуально по каждому животному», – сказал Алексей Мухин.

Он добавил, что владелец животного может выбрать любую вакцину против бешенства, так как все они обладают примерно одинаковой защитой.

«Для мелких домашних животных мы применяем исключительно инактивированную вакцину. Никаких живых векторных вакцин, которые применяются для диких плотоядных, мы для домашних животных не используем», – напомнил специалист.

Здоровье, 17 апреля 2024, 10:32