Эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции начался 15 июля 2019 года и по действующему постановлению правительства должен завершиться 29 февраля 2020 года.
В конце января Минпромторг разработал проект другого постановления с предложением продлить эксперимент до конца мая, чтобы «обеспечить неразрывный переход его участников к этапу обязательной маркировки». Проект пока в стадии обсуждения, которое продлится до 4 февраля.
В любом случае с 1 июня 2020 года маркировка молочной продукции станет обязательной. Специальный двухмерный штрихкод производители должны наносить на упаковку различных молочных продуктов. В этом перечне молоко, сливки, кефир, йогурт. Также молочная сыворотка, сливочное масло, сыры и творог. Предполагается, что покупатель, считав штрихкод с помощью смартфона, узнает всю информацию о производителе. Это направлено на борьбу с контрафактом.
Cегодня 31 января в Минсельхозе заместитель министра Оксана Лут провела совещание, на котором обсуждался текущий статус проведения эксперимента.
«Участники рынка озвучили основные вопросы, связанные с нанесением и считыванием средств идентификации с разных видов упаковок готовой молочной продукции, а также оценили предварительную техническую готовность отрасли к внедрению обязательной маркировки. Одной из тем совещания стало обсуждение интеграции ГИС «Маркировка» с ФГИС «Меркурий», – сообщили в Минсельхозе.
Стоит отметить, что представители отраслевых союзов уже не раз высказывались против маркировки молочной продукции. Помимо того, что это дополнительные затраты для производителей, маркировка может стать финансовой обузой для покупателей.
«Необходимо будет каждую бабушку снабдить смартфоном, чтобы считать информацию с упаковки. Также для самостоятельной проверки легальности товара нужно зарегистрироваться, а услуга эта платная – 5 тысяч рублей в год», – сообщила изданию «Ветеринария и жизнь» директор Молочного союза России Людмила Маницкая.
По словам Людмилы Маницкой, для оснащения небольшого предприятия потребуется порядка 300 миллионов рублей. Срок службы такого оборудования – 3–5 лет, затем его снова придется менять.
В Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко) считают, что маркировка дублирует действующую систему.
«С фальсификатом эффективно борется «Меркурий». Благодаря системе Россельхознадзора в 2019 году был значительно обелен молочный рынок, за счет чего сформировался дополнительный спрос на сырье чуть больше чем в 1 миллион долларов», – сообщили «ВиЖ» в Национальном союзе производителей молока.
Маркировка, подсчитали в отраслевом союзе, обойдется производителям в первый год в 50 миллиардов рублей, далее ежегодно необходимо будет вкладывать еще около 24 миллиардов рублей. По экспертным оценкам, эта сумма сопоставима с годовой прибылью отрасли. По мнению ее представителей, введение маркировки обернется падением спроса на молочные продукты из-за повышения цен и банкротством мелких предприятий.