Агроэксперт
+7 (495) 925 06 34
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей
< назад

Что ждет ветобразование в России

Распространение опасных болезней, общих для людей и животных, угрозы биологических рисков, поступающие из соседних государств, заставляют пересматривать компетенции не только действующих специалистов в области ветеринарии, но и тех, кто выйдет на рынок через пять лет.

Что ждет ветобразование в России
Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Российские вузы сегодня готовят ветврачей широкого профиля, способных лечить и собаку, и кошку, и диких, и сельскохозяйственных животных. Ежегодно на рынок выпускается 4 тыс. молодых специалистов, а в отрасли кадровый голод. Это признают и ветклиники, и агрохолдинги, и госветслужбы. Да и сами вузы согласны, что реформа ветобразования назрела давно. Что необходимо изменить, обсудили на Всероссийском съезде по ветеринарному образованию, который прошел в апреле в Москве, объединив порядка 350 делегатов со всей страны.

Технологичное образование

Заместитель министра сельского хозяйства РФ Максим Увайдов предлагает на примере ветеринарии изменить подход к образованию и в других отраслях. «Систему высшего образования нужно менять таким образом, чтобы соответствовать уровню развития сельского хозяйства», – сказал Максим Увайдов.

В качестве примера он привел выведенный российскими селекционерами кросс кур мясного направления продуктивности «Смена 9», с которым уже сегодня молодые специалисты должны уметь работать, знать, как эффективно лечить этот кросс, какие ветпрепараты использовать, чтобы сохранить здоровье птицы. «Да, в свое время нам вместе с иностранными животными привезли и вакцины, и методы лечения. От ветврача требовалось лишь правильно сделать укол, и на этом его миссия заканчивалась. Эти времена прошли. Мы должны вернуться к той системе, когда у нас свои вакцины, свои правильные методы лечения, свой кросс кур, свои конкурентные семена и породы животных. На этом строится наш вклад в продовольственную безопасность страны», – отметил он.

Директор Департамента ветеринарии Минсельхоза России Мария Новикова обратила внимание на три ключевых требования в подготовке ветспециалистов. Во-первых, это умение работать с комплексом информационных систем в области ветеринарии: знать, как оформляются разрешения на ввоз подконтрольных товаров, как регистрируются лабораторные исследования, как оформляются ветеринарно-сопроводительные документы, ведется учет и идентификация животных.

«Во-вторых, важно понимать, как работать с зарубежными требованиями. В рамках базового образовательного процесса студенты должны знать, что такое документы МЭБ, что такое обязательства в сфере внешней торговли, что такое санитарные и фитосанитарные меры. Это та законодательная база и те лучшие практики, которые координируются на уровне профильных международных организаций», – подчеркнула Мария Новикова.

Наконец, в-третьих, это умение работать с новыми лекарственными препаратами. «Нам нужны молодые перспективные фармакологи, которые не только будут заниматься разработкой и производством ветпрепаратов, но и смогут донести до ветврачей информацию об этих разработках, предоставить им услугу по ветеринарному сопровождению в части составления программ лечения и профилактики заболеваний», – добавила она.

Расширение профилей

Готовить специалистов широкого профиля с первого и до последнего года обучения сегодня уже нецелесообразно. Отрасль нуждается в квалифицированных научных кадрах, специалистах в области эпизоотологии, паразитологии, вирусологии, биофармации, в области селекции и генетики, способных решить проблемы повышения продуктивности животных, а также специалистах в молекулярной диагностике и лабораторном деле. «Сейчас мы должны развернуть наши вузы от подготовки ветврача широкого профиля к узкоспециализированным направлениям», – отметил ректор Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии – МВА имени К. И. Скрябина Сергей Позябин.

Действительно, за шесть лет обучения в медицинском вузе будущий врач изучает только человека, тогда как ветврачу за пять лет обучения предстоит изучить всех животных: и домашних, и диких, и сельскохозяйственных – и стать специалистом во всем.

Есть у специалистов претензии и к заочному ветеринарному образованию. По мнению специалистов, такие горе-ветврачи могут нанести тяжкий вред здоровью животных и подорвать экономическую составляющую аграрных хозяйств.

Читайте нас в Telegram

Наука, 26 мая 2022, 6:50
Какие новости интересны читателям «Ветеринарии и жизни»? Пройти опрос
Еще по теме
Читайте также:
цитата
«Кошки очень специфичные, надо учить отдельно ветврачей, это отдельная специализация, с собаками – проще. У кошек много стоматологии, причем стоматология кошек отличается от собачьей. У кошек много дерматологии, при этом у кошек почти нет травматологии и ортопедии. У кошек очень сложные хронические вирусные инфекции»
Снежана Атанасова
президент Национальной ассоциации медицины кошек
Календарь мероприятий
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
234
67
91011121314
151617
192021
232425262728
293031
Все мероприятия
Авторские интервью Юлии Мелано

Самое читаемое

Казанские ученые выяснили, от чего зависят надои коров
Азербайджан заинтересован в поставках российских ветпрепаратов и рассматривает возможность их производства на своей территории
США не смогут поставлять продукцию птицеводства в Казахстан транзитом через Россию
Номер 6 (85) июнь 2024
Читать газету
«Ветеринария и Жизнь»
Газета ВиЖ. Оформить подписку
Подпишитесь на нашу рассылку и будьте в курсе всех новостей