При таком раскладе есть риск через 20 лет остаться без специалистов. «Сегодня мы в кризисном состоянии. Испытываем огромный кадровый голод и не можем найти специалистов ни в области продуктивных, ни в области непродуктивных животных, хотя ежегодно у нас выпускается около 5 тысяч студентов. Представители высшей школы говорят, что готовят нам хороших специалистов. Однако их подготовка не соответствует реалиям времени», – отметил в своем выступлении президент российской Ассоциации практикующих ветеринарных врачей Сергей Середа.
Первая и основная проблема сегодняшнего ветеринарного образования, по мнению декана факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета Алексея Ермакова, в том, что студентов учат педагоги, которые сами никогда ветврачами не работали. «Таким образом, утеряна связь между высшим ветеринарным образованием и тем, что происходит в реальном секторе экономики», – сказал он. Алексей Ермаков считает, что решение этой ключевой проблемы позволит изменить ситуацию в лучшую сторону.
Вторая проблема, которую обозначил ректор Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана Рустам Равилов, – это недостаточное количество времени, отведенное в учебных планах на производственную практику. «Когда учился мой отец, в 50-е годы, на практику отводилось полгода. Когда я учился, в 80-е, она составляла четыре месяца. Сейчас же – всего два месяца», – отметил ректор ветакадемии.
Большая проблема – заочная форма обучения, с существованием которой не согласны многие эксперты. Кроме того, при ветеринарных факультетах нет госпиталей для лечения мелких домашних, а также крупных продуктивных животных. Это значит, что изучить технологии диагностики и лечения студенты могут только во время стажировки в ветклинике.
В ближайшем будущем в ветеринарии будут востребованы специалисты в области генетики и биотехнологий / Александр Плонский / «ВиЖ»
Декан факультета ветеринарной медицины и биотехнологического факультета Ставропольского государственного аграрного университета Валентин Скрипкин считает, что нужно сокращать учебную нагрузку на преподавателей. «Во всех ведущих ветеринарных школах за рубежом на одного преподавателя приходится не более пяти студентов, потому что подготовка ветеринарных специалистов – это прежде всего индивидуальная работа с каждым», – отметил декан.
Главный врач ветеринарной клиники «Биоконтроль» Евгений Корнюшенков предложил сократить количество часов общеобразовательных предметов, таких, например, как высшая математика и история, и добавить больше часов по профильным предметам. «Ни одного сотрудника, который окончил вуз, мы не можем поставить сразу на прием. Мы его даже не всегда в ассистенты можем взять. Почему? Потому что институт выпускает ветврача, который готов лечить от дельфина до муравья. На мой взгляд, уже начиная с первого курса должно быть разделение на специалистов в области крупных сельскохозяйственных животных, мелких домашних животных, зоопарковых животных, экзотических животных и так далее. Нужно сокращать количество часов по непрофильным предметам. Я не понимаю, почему высшую математику в вузе читают полтора года, тогда как хирургии отведено всего два. Только в анестезиологии есть огромные разделы, которые студент должен знать. Нужно давать базу знаний на этом уровне, а не мучить студентов высшей математикой», – прокомментировал ветврач.
Исполнительный вице-президент АФК «Система» Алексей Маловатский и Ольга Алфимова, специалист по образовательным программам «Мединвестгрупп» – компании, занимающейся созданием и развитием медицинских проектов, предложили обратить внимание на формирование у студентов soft skills – «гибких навыков». Это так называемые надпрофессиональные навыки, которые необходимы человеку для успешного продвижения по карьерной лестнице. К ним относятся, в частности, управленческие навыки, навыки общения с животными и их владельцами. «Можно быть очень талантливым врачом, но этого будет недостаточно для того, чтобы стать хорошим управленцем», – отметила Ольга Алфимова.
Главный врач и совладелец сети ветеринарных клиник «Медвет» Илья Вилковыский полагает, что основная проблема ветеринарного образования – отсутствие мотивации к учебе у студентов. По его словам, если бы образование было платным, как за рубежом, и студентам приходилось еще несколько лет работать, чтобы вернуть банку кредит, потраченный на обучение, желание получать знания на университетской скамье, а не просто просиживать на лекциях, было бы в разы больше.
Эксперты сошлись во мнении, что через 20 лет не нужны будут специалисты широкого профиля. Надо уходить от подготовки врачей общей практики к подготовке врачей-специалистов: анестезиологов, дерматологов, кардиологов, хирургов. «Ветеринарное образование по своим принципам должно приблизиться к медицине человека. Например, должны появиться такие институты, как интернатура, ординатура. И самое главное – ветврач должен постоянно учиться и совершенствовать свое профессиональное мастерство», – отметил Рустам Равилов.
Сергей Середа: Ветклиники могут создавать на своих базах филиалы кафедр учебных заведений.
Сергей Середа напомнил, что уже сейчас до 70% выпускников ветеринарных академий и факультетов идут работать не с продуктивными животными, а с мелкими домашними, и эта тенденция в будущем будет только укрепляться.
«Именно поэтому узкая специализация в подготовке ветспециалистов должна касаться не только медицинских направлений, но и объектов лечения. То есть нужны ветврачи, которые специализируются на крупных сельскохозяйственных животных и основная цель которых – сохранение здоровья стада. Нужны специалисты по мелким животным, чье основное внимание направлено на индивидуальное здоровье пациента», – отметил Алексей Ермаков.
Востребованными будут специалисты в области генетики и биотехнологий, добавил Алексей Маловатский.