«Закрыты колхозные рынки и ярмарки. А ведь там мелкие фермеры реализовывали свою молочную продукцию. У частных сыроваров остановились продажи, не хватает денежной массы для изготовления и закладки на созревание новых партий сыра», – сообщила руководитель Молочного союза.
Подобные проблемы испытывают производители быстропортящейся продукции в других странах мира. В США фермеры вынуждены уничтожать сотни литров молока, которое они раньше поставляли в рестораны и школы.
«Проблемы со сбытом есть, но не до такой степени, чтобы уничтожать молоко, как это делают в США», – говорит Людмила Маницкая. Снижение потребительского спроса, которое не прекращалось в 2019 году, не остановилось и в первом квартале 2020 года. Конечно, пандемия усугубила ситуацию, убеждена эксперт.
«Тренд потребления нестабилен и усугублен тем, что закрыты места общественного питания – кафе, рестораны, столовые, а также отели. Рынок HoReCa является для молокоперерабатывающих предприятий вторым по объему каналом продаж после розничной торговли, а кофейни закупали большие объемы молока и сливок. И сегодня это направление сбыта закрыто», – поясняет Людмила Маницкая.
В «молочных» регионах России наблюдается снижение закупочных цен на продукцию. По данным Росстата, этот показатель снизился на 1–3% по сравнению с первой половиной апреля текущего года. «В среднем по стране в третьей декаде апреля за литр молока заводы платят фермерам 25–27 рублей. Учитывая, что спрос на готовую продукцию (особенно на дорогостоящую) в торговых сетях все же снижается, заводы пересматривают договора с целью оптимизации расходов на закупку сырья», – рассказала «ВиЖ» руководитель Молочного союза.
Проблемы со сбытом на российском рынке появились также у производителей из Республики Беларусь. «Сегодня Беларусь экспортирует в Россию в основном цельномолочную продукцию. А вот сухое молоко, масло, сыр пока не находят сбыта в том объеме, который был раньше, в связи с тем, что по цене, установленной месяц назад, никто белорусскую продукцию купить не может», – отметила Людмила Маницкая.