«Средняя цена на сырое молоко в 2023 году пока еще выше, чем таковая в 2022 году. По году мы прогнозируем, что средняя цена на молоко будет на уровне прошлого года», – отметил он, выступая на онлайн-встрече «Голоса отрасли: что думают специалисты молочного рынка», организованной сообществом DairyTech Connect.
По его словам, весь 2023 год участники молочного рынка посвятят поиску баланса между спросом на молочную продукцию, объемами ее производства и закупочными ценами на сырое молоко. Алексей Груздев уточняет, что в поисках данного баланса отрасль находилась еще в прошлом году. «Прошлый год мы закончили с рекордно высокими ценами на сырье. В регионах с наиболее дефицитным бюджетом цена на литр молока достигала на пике 45 рублей. И даже тогда казалось, что это еще не предел», – добавил он.
Данную ситуацию на рынке спровоцировало отсутствие роста цен на сырое молоко в последние годы. В 2019–2021 годах молочная отрасль сильно отставала от потребительской инфляции. Это отставание было отыграно в 2022 году.
«Следующий шаг был со стороны потребителей. Покупательная способность населения и до этого не росла. Рынок не смог переварить выпущенные объемы молочной продукции по предложенным высоким ценам. Индустрия уперлась в потолок спроса. В конце 2022-го – начале 2023-го происходит постепенный откат цен по цепочке назад», – отметил эксперт.
Ситуация начнет меняться во второй половине 2023 года, уверен аналитик. С одной стороны, это будет связано с истекающими сроками годности имеющихся запасов товаров. «До конца года судьба этих запасов разрешится. Сроки годности есть даже у сухого молока», – добавил он.
С другой стороны, на стабилизации закупочных цен скажется также сокращение поголовья скота мелких фермеров по окончании летнего сезона. «Для небольших хозяйств при текущих ценах на молоко производить сырье нерентабельно. Есть риск выбытия значительной доли небольших хозяйств с рынка по итогам лета. Зеленые корма доедят, а новых заготавливать не будут. К осени может пострадать поголовье скота. Не могу сказать, что это будет катастрофично для рынка, потому что доля таких производителей в общем объеме невелика, но для того, чтобы сбалансировать ценовую конъюнктуру, этого будет достаточно», – резюмировал Алексей Груздев.