Специалистами ФГБУ «Брянская МВЛ» обнаружен возбудитель хейлетиоза кроликов — клещ Сheyletiella parasitivorax

На прошлой неделе специалистами сектора бактериологии, паразитологии и микологии диагностической лаборатории ФГБУ «Брянская МВЛ» проведено 238 исследований по определению паразитарных болезней животных. В 6 случаях выявлены положительные результаты

Так, при микроскопическом исследовании соскоба кожи декоративного кролика был обнаружен клещ Сheyletiella parasitivorax — возбудитель хейлетиоза кроликов.

Хейлетиоз — паразитарное заболевание, которым страдают собаки, кошки, а также кролики, морские свинки и другие грызуны. Возбудителями являются микроскопические чесоточные клещи рода Cheyletiella, которые весь жизненный цикл проходят на своём хозяине.

Клинические проявления этого заболевания схожи у разных видов животных, но существуют и отличия в симптоматике.Например, у кроликов образуется обильная перхоть, выпадет шерсть, появляется кожный зуд, который заставляет животных все время расчесывать кожу, от этого на коже появляются папулы и пустулы, язвы и эрозии.

Для заражённых кошек характерным симптомом является интенсивное вылизывание шерсти, нередко появляется двусторонняя алопеция в области спины, располагающаяся симметрично.

Что касается собак, то хейлетиоз встречается у всех пород, особенно восприимчивы болонки, пудели и йоркширские терьеры, а также молодые животные и животные со слабым иммунитетом. На коже и шерсти больных собак в области ушей, лопаток, крестца обнаруживают паразитов светло-желтого или белесого цвета, небольшого размера (0,25 — 0,5 мм). Из-за маленького размера клещи напоминают перхоть, поэтому заболевание получило название «блуждающая перхоть».

Возбудители хейлетиоза не способны размножаться и развиваться вне тела хозяина, они быстро гибнут в окружающей среде. Особенно быстро заболевание распространяется в условиях скученности, в плохих зоогигиенических условиях, существующих иногда в питомниках и гостиницах для животных. Заразиться можно и в грумер-салонах. В качестве переносчиков клещей могут выступать мухи, вши, блохи и даже человек, если к нему прицепится клещ.

У длинношерстных кошек, кроликов, собак симптомы заболевания могут остаться незамеченными, и хейлетиоз диагностируется на поздней стадии. Поэтому, животное, у которого активно шелушится кожа (даже при отсутствии зуда), целесообразно проверить на наличие чесоточных клещей.

Следует отметить, что лечение должно проводиться всех животных, находящихся в контакте. Как правило, применяются капли на холку, спреи, шампуни, инъекции противопаразитарных препаратов. Кроме этого, необходима противопаразитарная обработка окружающей среды — орошение лежанок или клеток животных и других предметов мебели спреем от блох. Это поможет уничтожить яйца и живых паразитов, находящихся вне хозяина.

Болезнь опасна для человека, чаще всего жертвами хейлетиелл становятся мужчины. Заболевание проявляется в виде сильно зудящих высыпаний, разбросанных или сгруппированных на тех участках кожи, которые контактировали с зараженным животным. Человек – нехарактерный хозяин для паразитов, на его теле клещи живут не более 3 недель, затем, как правило, наступает спонтанное выздоровление. Однако, если источник заражения (больное животное) остаётся, то передача клещей будет продолжаться.

В Брянской межобластной ветеринарной лаборатории можно провести все необходимые исследования для исключения хейлетиоза, а в нашей аптеке — приобрести современные препараты для лечения и профилактики заболевания.

Новости Россельхознадзора, 12 ноября 2021, 15:54