Консультант-аналитик компании «Оператор ЦРПТ» Елизавета Беспалова рассказала о результатах эксперимента и об этапах внедрения обязательной маркировки ветпрепаратов на российских производствах. Так, уже с 1 сентября 2024 все участники оборота должны быть зарегистрированы в Государственной информационной системе мониторинга оборота товаров (ГИС МТ) . С 1 октября станет обязательным нанесение кода маркировки, а сами 2D-коды с этого момента будут платными. Эксперт уточнила, что для производителей ветпрепаратов доступны два способа оплаты кодов маркировки: оплата по эмиссии и по отчету о нанесении. В первом случае денежные средства резервируются после подписания заказа кодов и списываются при завершении их эмиссии. После оплаты срок действия (“жизни”) полученных кодов маркировки в этом случае не ограничен. Второй вариант предполагает списание денежных средств с лицевого счета после успешной обработки отчета о нанесении. При этом, если производитель сам наносит код маркировки на производстве, то его срок жизни от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении составляет 30 дней. Если маркировка передана на субподряд, то срок “жизни” 2D-кода от момента эмиссии до успешной обработки отчета о нанесении составляет уже 365 дней.
Инженер внедрения АО «ПРОМИС» Илья Авдонин обозначил основные этапы реализации проектов маркировки и выделил пять основных проблем, возникающих на этом пути. “Из своего опыта сотрудничества с фармпредприятиями и производствами биологически активных добавок, хочется отметить, что организация маркировки — процесс довольно трудоемкий, – отметил специалист. – Требуются тщательное исследование площадки, оценка особенностей производства, подготовка площадки, согласование схем подключения оборудования. Не бывает двух одинаковых производств, у каждого есть свои нюансы, и под них необходимо подстраиваться”.
По предварительным оценкам, исходя из предыдущего опыта, на все эти процессы потребуется ориентировочно два-три месяца. То есть производителям ветпрепаратов следует поторопиться с выбором интеграторов.
Две возможные схемы для решения задач по маркировке на примере успешно реализованных кейсов представила руководитель отдела развития IT-продуктов АО «ПРОМИС» Елена Лужаина. Самый простой и экономичный вариант – заказ предмаркированной упаковки : передача процесса нанесения 2D-кода на субподряд. Такую услугу, в частности, предоставляет АО “Промис”. Компания является партнером “Честного знака” с 2020 года и за это время успешно зарекомендовала себя среди фармпредприятий и производителей БАД. Среди плюсов такого решения эксперт отметила минимальные инвестиции и короткие сроки. Кроме того, маркировка на аутсорсинге не требует глобальных изменений в бизнес-процессах производства. Также среди преимуществ – низкий процент брака (в АО “Промис” он составляет 0-0,1%), а также отсутствие необходимости закупать и обслуживать оборудование для нанесения 2D-кода.
Второй способ – организация маркировки непосредственно на производстве ветпрепаратов. В этом случае потребуется закупка специализированного оборудования и его внедрение в бизнес-процессы производства. Елена Лужаина рекомендовала обратить особое внимание на программное обеспечение для организации процессов маркировки. По ее словам, лучше остановиться на отечественных продуктах, поскольку они отвечают требованиям регулятора, а их разработчики быстрее реагируют на все нововведения. Те же рекомендации эксперт дала и в отношении оборудования. Ставка на отечественного производителя позволит в будущем избежать проблем с запчастями и расходными материалами. Также эксперт представила обзор программно аппаратных комплексов для маркировки от АО “Промис”. В основе оборудования для нанесения 2D-кода, сериализации и агрегации лежит ПО уровня L3 “Просалекс”, разработанное специалистами компании.
Своим опытом по внедрению процессов маркировки на производстве поделились представители фармацевтических компаний: ведущий специалист ГБУЗ «Брянская областная станция переливания крови» Андрей Куприн и главный специалист по обеспечению качества, уполномоченное лицо ФБУН «Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии» Роспотребнадзора Егор Курбатов. Они рассказали о том, как происходит маркировка на их предприятиях, а также ответили на вопросы участников.