Чтобы оформить новый рецепт в системе «Гален», ответственному за внесение данных сотруднику ветклиники необходимо перейти в раздел «Рецепты» и выбрать пункт «Добавить новый рецепт».
В первом блоке указываются сведения о ветеринарной организации. Они заполняются системой автоматически.
«По адресу площадки: если в системе привязана одна площадка, то она добавится автоматически. Если несколько, то нужно выбрать нужную из списка», — пояснила специалист ведомства.
Также в первом блоке доступно несколько полей для изменения. Это информация о том, кто оформил рецепт. Указывается фамилия, имя, отчество ветврача, выписавшего рецепт. «В этом поле автоматически устанавливается ФИО пользователя. Однако если рецепт оформлял другой человек, его данные можно ввести вручную», — добавила сотрудник ведомства.
Дата оформления рецепта также автоматически указывается сегодняшняя, но ее можно изменить вручную на другую дату, если данные вносятся постфактум.
Следующий блок включает данные о владельце животного. Они будут отличаться в зависимости от того, хозяином животного является физическое или юридическое лицо. В документе указывается ФИО владельца и адрес.
Далее необходимо ввести сведения о животных. «Если животные разных видов, в системе есть возможность добавить несколько блоков. Например, если рецепт предназначен для собак и кошек. Сначала мы вводим данные собаки: вид и количество (обязательно), пол, возраст, кличку и идентификационный номер (опционально)», — отметила эксперт.
Специалист Россельхознадзора обратила внимание ветврачей, что со следующего года указание идентификационного номера станет обязательным пунктом после интеграции информационных систем «Гален» и «Хорриот».
Следующим блоком вводятся сведения о действующих веществах, на которые выписан рецепт. Их можно как выбрать из списка, так и ввести вручную. «Указывается содержание или концентрация, сколько выписано. Сейчас это целое число, но, возможно, будет доработка. А также из списка выбирается единица измерения (мл, мг и т. д.). Как и в случае с видами животных, также можно ввести несколько действующих веществ, если препарат сложный и содержит несколько веществ», — рассказала специалист ведомства.
Далее указываются сведения о применении и изготовлении лекарственного препарата. Выбирается вид рецепта: либо на готовый лекарственный препарат, либо на его изготовление. «Если на изготовление, то появляется дополнительное поле о способе изготовления», — пояснила она.
Эксперт также обратила внимание, что если в разделах «Дозировка», «Доза», «Частота», «Время применения» и «Длительность применения» выбрать пункт «Иное», то можно самостоятельно указать сложные дозировки или графики приема лекарства. Способ применения вводится вручную.
Далее необходимо сохранить сведения. «После сохранения мы попадаем в карточку просмотра рецепта. Здесь можно проверить, что вы ввели. Если вдруг обнаружится ошибка, то рецепт можно отредактировать. Редактировать рецепт можно до тех пор, пока мы его не подтвердили. После подтверждения рецепт уже не отредактировать», — добавила специалист Россельхознадзора.
Отпуск и погашение можно вводить только после того, как рецепт подтвержден, напомнила она.
Если рецепт выписан по ошибке и его не нужно выдавать владельцу, то такой рецепт можно аннулировать. Аннулировать его может только тот, кто его выписал. Также срок действия рецепта можно продлить.
В Россельхознадзоре напомнили, что в разделе «Инструкции» есть подробное описание правил заполнения новых рецептов. Их можно скачать по ссылке в программе.
После того как рецепт и лекарство по нему выдано владельцу, необходимо данную выдачу зафиксировать в системе. «В разделе с рецептами у пользователя, который может только гасить выписанные рецепты, уже нет полномочий добавить новый рецепт. Он может только выдавать лекарственные препараты. Пользователю необходимо перейти во вкладку «Рецепты» — «Поиск рецепта». Далее найти нужный рецепт по номеру и добавить отпуск лекарственного препарата, указав, сколько действующего вещества было отпущено. Также указать ФИО, кто отпустил, и дату отпуска», — пояснила она.
Следующий блок — сведения об отпущенных готовых лекарственных препаратах. Здесь есть возможность выбрать лекарственный препарат из списка зарегистрированных в России, количество отпущенных упаковок, вид упаковки, номер серии/партии и дату выпуска. Затем данные необходимо сохранить.
На какие ветпрепараты потребуется рецепт:
— действующие вещества которых включены в перечень наркотических средств, психотропных веществ;
— антибактериальные препараты (в приказе № 776 их разделили на две категории, но рецепт нужен будет на все);
— седативные средства и анестетики, в том числе средства для наркоза (тилетамин, золазепам, ксилазин и другие);
— ненаркотические опиоидные анальгетики (трамадол);
— гормональные средства;
— противопаразитарные средства (предназначенные для сельскохозяйственных животных).
Полный список ветпрепаратов, на которые потребуется рецепт, опубликован в приказе Минсельхоза № 776.
Россельхознадзор дает возможность протестировать систему специалистам, как выписывать и гасить рецепты на демо-стенде, доступ к которому можно получить через чат в телеграме. В чате есть инструкции, записи вебинаров и презентации.