«Есть эффективная электронная система «Меркурий». Для того чтобы понять, что тебе поставили, достаточно просто обратиться к нам, сказать: такая-то поставка, такое-то наименование, такой-то номер ветеринарно-сопроводительного документа, дайте, пожалуйста, раскладку. И мы в течение пары часов готовы представить экспертное заключение», — пояснил изданию Виктор Макаркин.
С данным экспертным заключением детсад или школа, в случае выявления фальсификата, может обратиться к поставщику с требованием заменить партию.
Виктор Макаркин отметил, что часто фальсифицируют сливочное масло и сыр. В информационной системе «Меркурий» Россельхознадзор по каждой партии товара может проверить, не была ли она произведена на фантомном предприятии и было ли у завода достаточно молока для изготовления данной продукции.
«У нас есть социальные учреждения, с которыми мы уже так точечно работаем», — добавил он.
Однако пока из порядка 2,5 тыс. социальных учреждений в пяти регионах за проверками в Североморское межрегиональное управление обратились лишь несколько десятков учреждений, отметил Виктор Макаркин. Например, в Республике Коми к ветеринарным специалистам управления поступило 119 обращений от 21 учреждения для проверки подозрительной молочной продукции по ФГИС «Меркурий». В Мурманской области за 2024 год 27 обращений поступило в ветеринарную службу субъекта, которые в дальнейшем были перенаправлены в управление для принятия мер в рамках компетенции.
Однако при всех очевидных плюсах для бюджетных учреждений, которые получают возможность оперативной квалифицированной оценки качества и безопасности закупаемой ими продукции животного происхождения, во всех регионах ответственности управление выявило одни и те же проблемы, обращает внимание Виктор Макаркин. Это нежелание должностных лиц, курирующих закупки и социальную сферу, и руководства учреждений менять подходы к организации питания и контроля за его качеством, переходить от формального изучения этикеток и упаковок к реальному анализу происхождения продукции и сырья, репутации производителя и лабораторным исследованиям.
Виктор Макаркин считает, что такой формальный подход к контролю качества при приемке продукции животного происхождения не допустим. В управлении предлагают закрепить механизм обязательного контроля с применением ФГИС «Меркурий» на этапе приемки продукции в соцучреждениях. На первом этапе — в порядке эксперимента, а далее — с автоматической блокировкой поставок продукции, не отвечающей требованиям техрегламентов.
«Надо закреплять нормативно, чтобы такой подход стал обязательным. Получил продукцию, будь добр обеспечить проверку хотя бы посредством документарной экспертизы в «Меркурии». Этого будет достаточно. Если какой-то спорный момент, инспекторы отбирают образцы. Лаборатория подтвердит однозначно, есть ли признаки фальсификации», — добавил Виктор Макаркин.
Ранее председатель отраслевого Союза развития социального питания Дмитрий Юрьев рассказывал о необходимых изменениях в сфере социального питания в России. В частности, готовятся законодательные инициативы, которые дадут определение понятию «социальное питание», а также создадут единые правила для всех участников этого рынка.
«Сейчас мы имеем разрозненный рынок с разными правилами игры и порядком доведения денег, кардинально различным наполнением тарелок даже внутри одного муниципалитета. Минпросвещения отвечает за обеспечение питания в школах и детсадах, Минздрав — за питание в больницах, Минтруд — за питание в домах престарелых и интернатах. Если появится определение соцпита, это позволит заключать региональные контракты не отдельно для каждой из этих трех сфер, а единые для всех», — считает Дмитрий Юрьев.
Помимо этого, на федеральном уровне необходимо разработать и утвердить стандарт единых требований к поставкам в соцучреждения, а также установить строгий государственный контроль поставляемой продукции в аккредитованных лабораториях. «Информационные системы Россельхознадзора абсолютно точно должны быть подключены к системе поставок в социальные учреждения», — уверен он.