— Александр Сергеевич, сколько сейчас в России сертифицированных производителей органической продукции?
— В России работает вся инфраструктура, необходимая для развития производства органической продукции, — от нормативной базы и стандартов до мер по продвижению и просветительской деятельности. На сегодняшний день сертифицировано более 240 производителей.
— Какие регионы в лидерах по количеству таких предприятий?
— Воронежская область, Белгородская область и Краснодарский край. Хотелось бы также отметить рывок, сделанный в 2024 году Тульской областью и Пермским краем.
Полный рейтинг субъектов РФ по числу производителей органической продукции включает 53 региона. Роскачество представило его в январе по итогам 2024 года.
![](https://vetandlife.ru/wp-content/uploads/2025/02/20240305_Роскачество1790_resized.jpg)
— В каких секторах больше всего производителей органики?
— В растениеводстве, затем идет продукция переработки, а следом — животноводческая.
— Какие новые категории органической продукции появились на российском рынке в 2024 году?
— К новым категориям органической продукции по «Роскачество — Органик» можно отнести сидр, бананы и БАДы. Отмечу, что органическая продукция присутствует уже практически во всех популярных потребительских категориях.
— А как вы боретесь с так называемым гринвошингом?
— Роскачество регулярно мониторит органическую и псевдоорганическую продукцию на полках магазинов. В этом году мы представим публично результаты нового мониторинга. Он в том числе коснется продукции без сертификатов соответствия, но с соответствующей иностранной маркировкой.
По российскому законодательству органической может называться только продукция, успешно прошедшая сертификацию в аккредитованном органе РФ.
С сентября 2025 года вступают в силу поправки по маркировке органической продукции. После этого производители, желающие позиционировать свою продукцию как экологичную, должны будут ее сертифицировать. А термины «эко» и «био» станут эквивалентными термину «органический». В случае несоблюдения требований закона производители будут нести административную ответственность.
— Начал ли покупатель на внутреннем рынке «голосовать рублем» за настоящую органическую продукцию?
— Потребители все более внимательно относятся к качеству товаров. За последние полгода с 55 до 65% выросло количество россиян, предпочитающих товар с российским знаком качества на упаковке. Доверие к знаку достигло 85%.
Важным фактором при выборе остается цена. Также важен состав, в частности, в категории косметических средств. На натуральные компоненты обращают внимание 48% потребителей при выборе декоративной косметики и 51% — при выборе уходовой. Экологичность, натуральность — важные ориентиры для потребителя с учетом заботы и о здоровье, и об окружающей среде.
— Можно ли куда-то экспортировать российскую органическую продукцию?
— Сертификаты органа по сертификации Роскачества признаются в Катаре. Продолжается работа по признанию сертификатов в странах Ближнего Востока и созданию единого органического рынка ЕАЭС. Ведем тесную работу с китайской стороной.
Уже второй год Роскачество вместе с Минсельхозом России организует выставки товаров со знаком качества и маркировкой «Органик» в Китае.
А в январе запустили интернет-магазин на платформе JD Worldwide, через который реализуется российская органическая продукция и продукция со знаком качества для китайских потребителей. Это позволяет значительно упростить доступ российских производителей к очень емкому китайскому рынку.
В этом году планируем презентовать российскую органику в ЮАР.
— А присутствие иностранной органики на российском рынке увеличилось?
— Число иностранных производителей, которые проходят проверку по российским стандартам, растет. Сертификаты соответствия уже получили производители из Эквадора, Чили, Италии, Кении, Испании и других государств.
Есть заявки на сертификацию из Китая, Лаоса, Бразилии и других стран.
— Конкуренция увеличивается. Как вы планируете поддерживать российских производителей органических продуктов?
— Мы сохраняем на 2025 год нулевую стоимость услуги по сертификации для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Как и прежде, малый бизнес оплачивает исключительно расходы на лабораторные испытания, проезд и проживание аудитора. За пять лет действия этой льготы предприятия сэкономили более 10 млн рублей.
Через точки присутствия Роскачества в регионах России будем дальше просвещать и продвигать принципы органического сельского хозяйства как среди производителей, так и среди потребителей. Таких точек уже 10.
Будем информировать о процедуре сертификации и ее преимуществах. Усилим работу с иностранными государствами по признанию российских сертификатов.
Конечно, продолжим поддержку сертифицированных производителей — в медиаполе, на ресурсах Роскачества, на выставках и ярмарках, деловых мероприятиях.
— А Национальный органический конкурс продолжится в этом году?
— Это один из важных инструментов поддержки. Роскачество проводит его уже четвертый год совместно с Советом Федерации, Минсельхозом России при поддержке фонда «Органика». В марте начнется всероссийское голосование за народный органический бренд. Это прекрасная возможность поддержать и производителей, и отрасль в целом.
В августе-сентябре этого года мы планируем провести II Всероссийскую ярмарку российской органической продукции в Москве. Первая прошла в 2023 году в рамках Х Невского международного экологического конгресса в Санкт-Петербурге. Тогда в ней приняли участие 60 производителей органической продукции из 31 субъекта РФ.
Приглашаем всех производителей органической продукции со всех уголков страны к участию.