Разработчики вакцины «Карнивак-Ков» рассказали, почему надо прививать против COVID-19 норок, кошек и собак

Россиянам, планирующим взять в отпуск питомца, лучше вакцинировать животное против COVID-19, причем это дешевле, чем оставить кошку или собаку в зоогостинице. Об этом в интервью «Ветеринарии и жизни» рассказала Татьяна Галкина, одна из разработчиков вакцины «Карнивак-Ков», заведующая лабораторией профилактики болезней мелких домашних животных Федерального центра охраны здоровья животных Россельхознадзора (ФГБУ «ВНИИЗЖ»). Она также сообщила, что ученые изучают новые возможности вакцины «Карнивак-Ков» – первого препарата для защиты животных от коронавирусной инфекции COVID-19.

Татьяна Сергеевна, как зообизнес отреагировал на появление вакцины?

Татьяна Галкина: Если взять зверохозяйства, они проявили интерес, но сейчас наблюдают за ситуацией. Понятно, что вакцинация поголовья норок – это определенные вложения. Но ведь мы говорим о том, что хотим защитить бизнес. Если вакцинировать щенков норок с трехмесячного возраста, как мы рекомендуем по протоколу вакцинации нашим препаратом «Карнивак-Ков», и учесть, что иммунитет формируется минимум на полгода, то как раз защиты хватит на весь производственный цикл до получения пушнины. Почему надо прививать именно щенков? Потому что, когда вспышки COVID-19 фиксировались на норковых фермах в Европе, заболевал именно молодняк. То есть вакцинация поможет защитить поголовье.

В противном случае представим, что в августе или сентябре среди поголовья, которое планируется на забой, выявляют положительно реагирующую норку. Что будет в этой ситуации? Карантин, вероятнее всего, убой и, как следствие, недополученная прибыль.

Сейчас владельцы пушных хозяйств интересуются, формирует ли вакцина «Карнивак-Ков» колостральный иммунитет, то есть такой иммунитет, который передается от матери к потомству. Такие исследования проводятся?

Татьяна Галкина: Да, в конце апреля появились на свет щенки привитых нами норок. Ждали их появления, честно сказать, как своих домашних питомцев. И мы установили, что у щенков норок, которых вакцинировали в январе этого года, был выявлен колостральный иммунитет. Это означает, что мать после вакцинации «Карнивак-Ков» передала свою защиту потомству.

Сейчас нам еще надо оценить уровень антител, полученных детенышами норок от матери. Также нам необходимо поймать так называемое окно восприимчивости, когда щенки норок станут восприимчивы к инфекциям. То есть нам нужно понять, когда именно снижаются материнские колостральные антитела, которые передаются с молоком матери, и животные становятся восприимчивыми к вирусу.

Возможно, у детенышей привитых норок будет более длительный иммунитет благодаря колостральным антителам, полученным от матери.

Где проводятся испытания?

Татьяна Галкина: Мы привили маточное поголовье в одном из зверохозяйств России. Процесс вакцинации прошел благополучно, что большая удача, поскольку норки очень подвержены стрессу.

У норки стресс проявляется совершенно не так, как у других животных. Мало того, что норка становится агрессивной, она может себе откусить лапу или хвост. И мы, конечно, боялись, потому что столько манипуляций с ними проводили. Но, на удивление, они привыкли к тому, что мы их постоянно брали, фиксировали, отбирали пробы на исследования. Вакцинация прошла прекрасно. Более того, хочу отметить, что норки даже в период гона не проявили никакой агрессивности.

На фото Татьяна Галкина / Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Новому коронавирусу подвержены не только норки, но и животные-компаньоны: кошки и собаки. Россельхознадзор собирает информацию по заболеваемости животных COVID-19 в России. Для чего это нужно?

Татьяна Галкина: Информацией о новой инфекции сейчас, конечно, больше владеют медики, потому что основной способ передачи вируса – от человека к человеку. А животные в этой ситуации – скорее жертвы. В группе риска кошки, собаки, которые живут рядом с людьми. Или их выпускают на улицу, и они могут контактировать с инфицированным человеком.

Нам необходимо промониторить ситуацию в России. Переболели ли животные? Мы знаем всего о двух случаях заболевания животных-компаньонов новой коронавирусной инфекцией в России. Это были две кошки. Однако многие животные могли переболеть в скрытой форме, бессимптомно, а владелец мог об этом и не знать.

Тест-системы для диагностики COVID-19 во ВНИИЗЖ были разработаны еще в апреле 2020 года. Сейчас с помощью этих наборов можно протестировать своих питомцев. Но что это даст, если животное, скажем, заразилось давно?

Татьяна Галкина: Мы не только можем выделить антиген и поставить диагноз, что да, действительно животное является вирусоносителем, но мы можем и посмотреть антитела, а переболел ли питомец. И тогда у нас будет понимание, сколько животных имели контакт с инфицированными людьми и сколько из них переболели.

Ситуацию надо изучать еще для того, чтобы понять возможные осложнения у животных после перенесенной инфекции. Например, есть сообщения о внезапных абортах у кошек и о проблемах с сердцем у этих домашних питомцев после заражения новым коронавирусом.

Лаборатория ФГБУ «ВНИИЗЖ» / Фото: Александр Плонский / «ВиЖ»

Какой интерес к вакцинации и тестированию животных проявили заводчики?

Татьяна Галкина: Заводчики трепетно переживают за породу, разведением которой занимаются. Будь то кошка или собака. И вот представьте ситуацию: у кошечки с отличной родословной (обладательницы медалей) вдруг внезапный аборт. Или рождается плод с уродствами или какой-то патологией. Ведь это плохой показатель будет для заводчика.

А это вполне может быть не генетика, а произойти на фоне COVID-19. Вот поэтому нам надо изучать именно эпизоотическую ситуацию, связанную с новым коронавирусом. И для подстраховки стоит вакцинировать своих животных.

В каких случаях владельцам домашних животных лучше подстраховаться?

Татьяна Галкина: Страховка нужна в первую очередь тем людям, кто вывозит своих животных. Сейчас лето началось, отпуска, кто-то захочет взять своего питомца по берегу моря погулять. Мы сами за себя принимаем решение, надо ли нам вакцинироваться. Но животное ведь не скажет: «Сделай мне вакцинацию, я хочу с тобой на море поехать». От хозяина все зависит. И если кошка или собака пройдут протокол вакцинации «Карнивак-Ков», то они будут защищены, угрозы никакой.

Да и, кстати, дешевле провакцинировать кошку или собаку, чем оставлять питомца в зоогостинице. Две дозы нашей вакцины стоят 500 рублей. Мы рекомендуем обязательную двухэтапную вакцинацию через 21 день, так формируется стойкий иммунитет.

Во время испытаний «Карнивак-Ков» прививали еще собак в приютах, так?

Татьяна Галкина: Да. И тех животных, которых мы провакцинировали в приюте, не поверите, они все нашли владельцев, они нашли семью. Да, мы с ними контактируем, мы общаемся, потому что периодически берем у этих животных кровь, сыворотку на анализ. Нам нужно наблюдать, в каком пределе у них остается титр антител.

То есть исследования продолжаются?

Татьяна Галкина: Да, продолжаются: по схеме иммунизации, по формированию колострального иммунитета, по продолжительности иммунитета после вакцинации.

Шесть месяцев – это минимум? Возможно и дольше?

Татьяна Галкина: Знаете, не будем забегать вперед. Нужны доказательства. Ведь наша задача как научного института не коммерческая, мы просто хотим оценить ситуацию, защитить животных, а следовательно, и людей.

Справка «ВиЖ»

Вакцина сорбированная инактивированная «Карнивак-Ков» – это первый и единственный в мире зарегистрированный препарат для профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) у животных. Препарат разработали в подведомственном Россельхознадзору Федеральном центре охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ»).

Для иммунизации животного рекомендуется двухэтапная вакцинация с перерывом в 21 день.

Сообщения о заражении животных новым коронавирусом SARS-CoV-2 поступили во Всемирную организацию здравоохранения животных (МЭБ) из 30 стран. Новой инфекции подвержены практически все представители кошачьих, собаки, куньи (норки и хорьки), человекообразные обезьяны.

Интервью, 22 июня 2021, 18:02