Какие новации – законодательные, технологические и прочие – ожидают отрасль, которую вы представляете, в 2025 году?
В наступившем году в мясоперерабатывающей отрасли продолжатся процессы, связанные с адаптацией к текущим экономическим реалиям, как внутренним, так и мировым. Внимание будет сфокусировано на автоматизации производственных процессов. Акцент в развитии ассортимента будет сделан на усилении рыночных позиций растущих категорий, в которых группа «ПРОДО» начала развиваться благодаря реализуемым инвестиционным проектам: к ним относятся категории охлажденной кулинарии из мяса и птицы, а также колбасных изделий в нарезке.
В целом отрасль продолжит поступательное развитие за счет растущего спроса со стороны потребителей в сегментах готовой продукции из мяса, усиления экспортного потенциала и открытия новых международных рынков сбыта. В среднесрочной перспективе мы видим устойчивые и позитивные тренды для укрепления позиций мясоперерабатывающего сегмента и отрасли в целом. Также рост доходов населения и увеличение подушевого потребления мяса, готовых мясных деликатесных изделий продолжит неуклонный рост и составит не менее 82–83 кг на человека, что станет абсолютным рекордом за последние 30 лет. Этот тренд будет стимулировать увеличение предложений, в том числе со стороны мясоперерабатывающих предприятий, и способствовать модернизации мощностей и росту качества мясной продукции.
Потребление продукции из мяса будет расти в том числе и за счет развития канала e-commerce (электронной коммерции. – «ВиЖ»). По прогнозам банковских аналитиков, до 2030 года внутрироссийский сегмент онлайн-продаж может увеличиться до 35 трлн руб. При этом доля e-commerce в общем объеме розничной торговли составит 40% против текущих 15%.
Как будет меняться производство и рынок по сравнению с 2024 годом?
Сохранится курс на увеличение экспорта мяса и мясных изделий. Многие российские мясоперерабатывающие компании нашли новые рынки сбыта и усилили свое присутствие на привычных рынках ближнего зарубежья. Прежде всего, на рынке Казахстана, где российские бренды имеют стабильный спрос.
С прошлого года торговое сотрудничество с Китаем получило новый виток развития – начались поставки свинины. Потенциал экспорта российских колбасных изделий в среднесрочной перспективе оценивается на уровне 80 тыс. тонн в натуральном и 200 млн долларов в денежном выражении, что может стать серьезным стимулом для производителей в работе с ассортиментом, рецептурами и качеством.
Реализацию каких значимых проектов планирует ваша компания?
В 2025 году компании мясоперерабатывающей отрасли сосредоточат внимание на сотрудниках – ресурсе, который является основным драйвером устойчивого развития бизнеса. В условиях ощутимой нехватки кадров в агропромышленном комплексе главной задачей станет не только удержание на местах работников предприятий благодаря внедрению новых мотивационных механизмов, социальных гарантий и индексации заработной платы, но и подготовка молодых профессиональных кадров, а также автоматизация производственных процессов, которая существенно облегчает труд работников на производстве.