С 2020 года продажи этой категории сократились на 23% в натуральном выражении. При этом другие категории рыбной продукции, в том числе сельдь, охлажденные морепродукты, замороженные полуфабрикаты и рыбные пасты, в последние годы показывают рост.
Так, в марте 2025-го продажи замороженных полуфабрикатов выросли на 18% в натуральном выражении в сравнении с этим месяцем год назад. На 14% увеличился спрос на охлажденные морепродукты, на 13% — на икру.
Наибольший прирост в деньгах наблюдался в категориях «мороженая рыба» (+30%), «замороженные полуфабрикаты» (+29%) и «сельдь» (+23%), говорится в исследовании.
Снижение спроса на консервы заметно и в статистике по объемам производства. За последние пять лет они упали на 6% и достигли 199,6 тыс. тонн в 2024 году, пишет «Российская газета».
Президент ВАРПЭ Герман Зверев связал это с сокращением ресурсной базы для консервации. По итогам прошлого года сайры добыли 1 тыс. тонн, тогда как ранее вылавливали в 120 раз больше. Аналогичная ситуация наблюдается и по скумбрии.
«Рекордные уловы иваси не конвертируются в консервы, потому что иваси — слишком жирная рыба, и отечественные переработчики используют только крупную рыбу и только для пресервов, а розница совсем по-другому относится к пресервам: они капризнее в хранении и доставке», — говорится в материале.
Другая причина — изменение потребительских предпочтений. В России консервы стали символом «некачественной и зачастую фальсифицированной продукции», отмечает глава ВАРПЭ. На эту проблему также ранее неоднократно обращал внимание руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт.
На заседании итоговой коллегии ведомства в марте он отмечал, что информационные системы службы позволили снизить процент таких нарушений, как подмена сырья и несоответствия заявленному составу отслеживаемой продукции, с 18,8% в 2020 году до 14,5% в 2024-м.
Введение маркировки также будет способствовать сокращению фальсификата в рыбных консервах, когда под видом дорогой рыбы потребителю предлагают более дешевое сырье.