Остальным выдали предупреждение и обязали устранить нарушения.
Как отмечают в ЦРПТ, онлайн-площадки обязались самостоятельно проверять жалобы покупателей, поступающие через приложение «Честный знак», и принимать меры против нарушителей.
«По данным системы маркировки, 95% жалоб подтвердились. Из подтвержденных нарушений в 10% накладываются штрафы или блокируют карточки товара, 15–20% выносят предупреждение (при повторе — блокировка карточки), в 70% — выдают требование устранить нарушение (при повторе — выносят предупреждение о блокировке)», — прокомментировали «ВиЖ» в ЦРПТ.
В организации напомнили, что все товары для питомцев, попадающие под обязательную маркировку, должны продаваться в онлайн-канале с кодами Data Matrix, чтобы покупатели могли проверить подлинность товара и проследить его движение от производителя до прилавка. При продаже маркированных товаров маркетплейсы выступают в роли комиссионера или агента. Они не являются владельцами товара.
Степень их участия отличается в зависимости от формы работы.
- При модели FBO (Fulfillment by Marketplace) продукция хранится на складе маркетплейса. Площадка может передавать данные о кодах в систему «Честный знак», но сама не маркирует товары — это задача поставщика.
- При FBS (Fulfillment by Seller) вся ответственность за маркировку и отчетность возложена на поставщика. Маркетплейс контролирует корректность данных и соблюдение законодательства.
- При DBS (Delivery by Seller) электронная площадка выступает в роли витрины. Обработка, упаковка и организация доставки заказов покупателям лежит на продавце.
«Таким образом, даже если товар продается через маркетплейс, первичная маркировка всегда выполняется изготовителем, импортером или продавцом», — добавили в организации.
В начале июля Госдума приняла в первом чтении законопроект «О платформенной экономике». Документ предусматривает обязательства торговых площадок проверять в системе маркировки регистрацию продавца, товара и его кода. При несоответствии любому из этих критериев предложение не должно отражаться в поиске. Однако пока эти требования законодательно не закреплены, маркетплейсы юридически не несут ответственности за происхождение товара.
Ранее опрошенные «Ветеринарией и жизнью» эксперты выступали против продажи ветпрепаратов через маркетплейсы. Особенно тех лекарств для животных, которые продаются по рецепту. Причина — площадки не могут выполнить целый ряд требований при продаже данной категории товаров. Например, проверять наличие рецепта, а также в целом соблюдать условия хранения лекарств для животных на складах и в пунктах выдачи заказов. Тем не менее такой формат торговли лекарствами для животных развивается.