Пятачок едет в Китай: объем российского экспорта мяса вырос на 19%

Новости
23.09.2019 16:13:44

Объем российского экспорта всех видов мясной продукции с учетом стран Таможенного союза за 2018 год вырос на 19% по сравнению с 2017 годом, посчитали в Институте конъюнктуры аграрного рынка.

Российские производители продали за рубеж около 300 тысяч тонн товара, охват – 57 стран. И, как показывает спрос, наиболее перспективный рынок для нас сейчас – государства Юго-Восточной Азии.

Там в силу традиций востребованы не совсем популярные у россиян товары, так что экспорт выгоден вдвойне. «Например, Китай покупает свиные хвостики и пятачки, куриные лапки, – рассказывает «ВиЖ» руководитель Управления Россельхознадзора по Белгородской области Татьяна Аушева. – Для местных жителей это деликатес, и аграрии Белгородской области наладили поставку такой продукции в Поднебесную».

Будущим экспортерам стоит учитывать и правила торговли в странах Юго-Восточной Азии, которые отличаются от европейских. В Китае, например, в последние годы кардинально изменилась правовая ситуация.

Как отмечает руководитель консалтингового агентства Skylex Retail Людмила Федорова, из-за большого количества технических регламентов, действующих в отношении ввозимой в Китай продукции, невозможно проработать экспортные требования, просто используя данные из интернета. Надо привлекать юристов, знающих специфику местного рынка. Как отмечает эксперт, до сих пор наиболее перспективными для экспорта остаются южные районы страны, поскольку уровень жизни населения там заметно выше. При этом, если еще несколько лет назад торговля в основном шла на рынках, сейчас в Китае работает много торговых сетей. Соответственно, изменились правила торговли – без договоров с крупными ретейлерами не стоит пытаться начинать работу в стране.

Эксперт говорит о маржинальности на примере мороженого, которое очень любят китайские покупатели. Себестоимость одного мороженого в пересчете на китайскую валюту составляет 1 юань, с доставкой расходы составят 1,5 юаня, а вот в торговой сети продукт будет продаваться уже за 15 юаней. Правда, 50% от этой суммы надо будет отдать торговой сети. Таким образом, чистая прибыль превысит 6 юаней с одного мороженого.

«Одна из причин растущего интереса к продуктам питания из России связана со слабым развитием сельского хозяйства в ряде азиатских стран, – говорит старший менеджер проектов в Юго-Восточной Азии компании UBM Том Пул. – Еще одним немаловажным фактором является постоянный и высокий прирост численности населения, который повышает спрос на продукты питания». На востребованность экспорта продуктов животноводства влияет и изменение традиционных гастрономических пристрастий обитателей Юго-Восточной Азии, и стремление приобщиться в европейской кухне. Так, по словам Тома Пула, за последние годы в Китае заметно вырос интерес к мясной пище.

Однако эти тенденции касаются не всех стран. В некоторых до сих пор сохраняются национальные и религиозные традиции, которые серьезно влияют на выбор продуктов животноводства. В качестве примера эксперт приводит Малайзию. «Примерно 70% населения этой страны составляют мусульмане, – говорит Том Пул. – В результате востребованы говядина и птица, а вот свинина не пользуется спросом. В целом покупательная способность жителей Малайзии очень велика, что делает страну интересным объектом для российских животноводов». В то же время в Корее и на Филиппинах, где другие религиозные установки, напротив, покупатели очень интересуются свининой.

Также с религиозными аспектами связана невысокая востребованность многих продуктов животноводства в Индии. Немалую часть населения этой страны составляют вегетарианцы, потому поставки продуктов растениеводства более перспективны, нежели экспорт мяса и молока.

Среди других стран, которые могут заинтересовать поставщиков из нашей страны, эксперт называет Гонконг, Индонезию, Сингапур. Именно последняя страна и является своего рода перевалочной базой при поставке продуктов питания в страны Юго-Восточной Азии (за исключением Китая). Сначала все товары поступают в Сингапур, а уже оттуда переправляются в другие государства.

Особый интерес для российских животноводов представляет Гонконг, где практически отсутствует собственное сельское хозяйство. «Для этой страны характерны активное развитие туризма, еще большее, чем в других странах, проникновение интернациональной кухни, – отмечает Том Пул. – В результате потребление мяса на душу населения значительно превосходит показатели других стран макрорегиона, в том числе и материкового Китая». Гонконг является своего рода «воротами» для поступления продуктов питания в Поднебесную.

Говоря об экспорте продуктов животноводства, эксперты чаще всего отмечают мясо и мясопродукты. Однако большой потенциал есть и у молочных продуктов.

Ранее глава Минсельхоза России Дмитрий Патрушев заявлял, что сейчас Китай – крупнейший импортер молочной продукции. Но Россия экспортирует туда только мороженое. В Минсельхозе надеются в ближайшее время освоить молочный рынок Поднебесной. По оценке ведомства, до 2025 года молочный экспорт может вырасти до 1 миллиарда долларов. «Причем основным направлением экспорта должен стать Китай и другие страны Юго-Восточной Азии», – отметил министр.

Увеличение российского экспорта связано с Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года. Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, а также создать в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе высокопроизводительный экспортно ориентированный сектор. Предполагается, что к 2024 году объем несырьевого и неэнергетического экспорта увеличится до 250 миллиардов долларов, в том числе по продукции АПК – 45 миллиардов долларов.

Ольга Попова

Задайте вопрос
Яндекс.Метрика