Почему выпускники вузов с дипломами ветврачей идут работать продавцами и монтажниками окон

Новости
25.04.2020 10:11:22
Каждую последнюю субботу апреля в большинстве стран отмечают Международный день ветеринарного врача (World Veterenary Day). Несмотря на острый дефицит ветеринарных врачей в стране, особенно в сельской местности, получить хорошую работу выпускникам профильных вузов сложно, а уж шансы на трудоустройство российских специалистов в зарубежной ветклинике практически равны нулю – низкий уровень знаний, рассказал в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» профессор Алексей Ермаков, декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета (ДГТУ). Он назвал основные проблемы российского ветеринарного образования и рассказал, как можно увеличить число специалистов в ветеринарной отрасли.
Текст: Алексей Макеев

Между городом и селом

Алексей Михайлович, в этом году в ДГТУ открылся первый в России факультет по подготовке городских ветеринарных врачей. Почему решили открыть такой факультет? 

Алексей Ермаков: Главное отличие между городским ветврачом и специалистом, занятым на сельхозпредприятии - в фокусе внимания. У городского ветеринарного врача фокус на здоровье индивидуума, у специалиста сельхозпредприятия - на здоровье популяции. 

Кроме того, работа городского ветврача - это постоянное саморазвитие. Он должен быть готов принимать изменения и критически оценивать новые данные, четко понимать принципы доказательной медицины и постоянно им следовать.

Работа в сельском хозяйстве все-таки более стабильная, изменения внедряются дольше. Чтобы управлять здоровьем популяции нужно накапливать статистические данные, на основе которых выпускаются рекомендации. Так,например, происходит внедрение новых вакцин.

Не умаляя важность работы ветврачей в АПК, все же отмечу, что в работе их городских коллег изменения случаются чаще. Нестабильный поток пациентов: непонятно, кто придет на следующий прием - собака или ящерица, постоянно появляются новые лекарства и оборудование, выявляются новые заболевания. Студентов к таким изменениям мы готовим с первого дня обучения.

Ваш новый факультет - первый в России, но не в мире. Отличаются ли сегодня образовательные процессы российских ветеринарных вузов и учебных заведений других стран?

Алексей Ермаков: Укоренилось мнение, что главное отличие нашего ветеринарного образования от зарубежного - в учебных планах и разнице в финансировании. Считается, что у нас выделяют меньше средств.

Я с этим не согласен. Учебные планы сегодня утверждают сами вузы, и никто не мешает каждому конкретному ветеринарному факультету принять нужный учебный план. 

То же с финансами. Да, наверное, средств в России на поддержание ветеринарных факультетов выделяют меньше и стоимость платной формы обучения у нас значительно ниже. 


Но с другой стороны: а за что платить? К сожалению, в России  нет современных, хорошо оборудованных ветеринарных факультетов, укомплектованных преподавателями с большим практическим опытом. В некоторых вузах уже появились целые поколения преподавателей, которые, в свою очередь, учились у преподавателей, не имевших клинической практики.


Преодолеть этот разрыв можно только, если вузы начнут приглашать практикующих ветврачей для преподавания и создавать им необходимые условия. 

Предприятия - будь то агрокомплексы или частные клиники - заинтересованы в сотрудничестве и ждут помощи от вузов, но только тогда, когда видят профессионализм, уникальность знаний и практических умений профессорско-преподавательского состава. 


На фото Алексей Ермаков, декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины ДГТУ

Приоритет - практикам

А за рубежом эти условия соблюдаются?

Алексей Ермаков: За рубежом, если их преподаватель не ведет практику вне учебного заведения, он обязательно принимает в университетской клинике. И эти клиники, в основном, работают в нише reference-услуг: занимаются сложными, уникальными, высокотехнологичными случаями, с которыми не могут разобраться в частных ветклиниках. 

Это очень важно, поскольку ветклиники не чувствуют в вузах конкурентов и охотно обращаются к их услугам.  

Кстати, высокотехнологичное оборудование нужно тогда, когда есть специалист, который сможет эффективно работать на нем. Поэтому нашим вузам нужно развивать контакты с предприятиями, обмениваться опытом, благо спрос на это есть с обеих сторон - профессионалы в этой отрасли всегда востребованы.

Но до тех пор пока вузы говорят: нам не хватает денег, дайте нам больше и мы подготовим выпускников лучше - проблему не решить. Сколько денег не дай, если состав преподавателей качественно не изменится, - будут в основном выпускаться просто люди с дипломами.

Как оценивают качество обучения, стремление студентом получать новые знания за рубежом?

Алексей Ермаков: В зарубежных вузах невозможно представить, чтобы преподаватель «дотягивал» двоечника до «тройки», потому, что боится потерять студента. Там спокойно отчисляют тех, кто не хочет учиться. 

У нас еще есть заочная форма подготовки ветспециалистов.

Алексей Ермаков: Да, этого никто не понимает за границей. Как можно обучать человека неделю в год и потом выдать ему диплом о высшем образовании?


Заочное образование вредно не только студентам, но и вузам: крадутся учебные часы, тратятся деньги на организацию учебного процесса. По моему мнению, эту догму пора критически переосмыслить. Радует, что президент и премьер-министр в недавних выступлениях отметили, что против заочного обучения врачей.


Очень надеюсь, что этот сигнал воспримут во всех вузах. Насколько знаю, ряд учебных заведений уже отказались от заочной формы обучения. 

Насколько сегодня ценится в мире диплом выпускника ветеринарного факультета российского вуза?

Алексей Ермаков: Дело даже не в дипломе, а в знаниях, которые есть у его обладателя. Шансы у российского выпускника получить работу за рубежом практически нулевые. В большинстве западных стран его не допустят к экзамену на получение профессиональной лицензии - низкий уровень знаний.

Где найти помощника врачу

Почему сегодня большинство выпускников ветеринарных вузов предпочитают искать работу в городах? Зарплаты в некоторых агрохолдингах вполне конкурентные.

Алексей Ермаков: Физическая нагрузка на ветеринарного врача в сельхозпредприятиях значительно выше, да и степень ответственности тоже. В мелких же хозяйствах, по моим наблюдениям, 90% выполняемой ветврачами работы - это несвойственные им функции, данные «в нагрузку», чтобы поддержать конкурентный уровень зарплаты.  


Специалист с высшим образованием не должен заниматься обрезкой копыт, рогов или делать вакцинацию - выполнять эти работы могут фельдшеры.


Мы часто ориентируемся на зарубежный опыт. Так вот: в западных ветклиниках на одного врача приходится в среднем четыре помощника среднего звена, которые проводят большую часть манипуляций с животными - взвешивают, измеряют температуру и т.д. Врачу остается только осмотреть животное, поставить диагноз, назначить лечение или дополнительные обследования. Это разгружает врача и дает ему возможность выполнять больше высококвалифицированной работы. Качество клиники можно оценить, посмотрев: сколько помощников у одного врача.

Значит, проблема еще и в нехватке специалистов со средним образованием? 

Алексей Ермаков: Например, в Великобритании технических специалистов для ветеринарии практически не учат. Чтобы работать по этой специальности достаточно базовых знаний, а весь набор практических навыков специалисты набирают непосредственно в ветклиниках. Несложные манипуляции - обезроживание или кастрацию проводят сами фермеры, для этого не надо привлекать высококвалифицированного – и высокооплачиваемого ветврача. 

Раньше мы сами брали в помощники выпускников вузов, надеясь, что человека с дипломом доучим до врача. Но затем отказались от такой практики.

Опыт показал, что гораздо эффективнее брать на такие должности людей без специального образования и целенаправленно готовить из них помощников ветврачей. Это стабильные и высокомотивированные сотрудники, которые не воспринимают эту работу как промежуточный этап в карьере. 

Насколько мне известно, в последнее время стало больше клиник, которые начали применять такой подход, разгружая ветврачей.

Тут важно затронуть еще одну проблему: сегодня ветеринарные вузы выпускают слишком много врачей. Государству сегодня не нужно столько дипломированных специалистов этой отрасли. Большинство выпускников затем не работают по специальности.

Зачем же вузы набирают столько студентов?

Алексей Ермаков: Идет постоянный заказ из села, там нехватка ветврачей. Под эти просьбы вузам предоставляются дополнительные бюджетные места. Вузы выпускают дипломированных специалистов, а они после выпуска не едут работать в село - условия, которые там предлагают, их не устраивают. Как результат - большое число продавцов или монтажников окон с дипломами ветврачей. 

Выход - плотнее работать с практикующими специалистами. Сегодня, даже самый небогатый вуз может себе позволить пригласить хотя бы одного практикующего ветврача, хотя бы на полставки. Другого способа передать студентам необходимые практические навыки не существует. 

Коронавирусы альфа и бета

Могут ли домашние питомцы-компаньоны оказывать влияние на распространение COVID-19? Слишком много в последнее время противоречивой информации.

Алексей Ермаков: Стараюсь следить за всеми публикациями по этой теме, поскольку сложившаяся ситуация дает хороший шанс продвинуть науку.  К сожалению, сегодня мы видим и много спекуляций на эту тему, в том числе, связанных с животными. 

Уверенно могу сказать: никакой роли в распространении коронавирусной инфекции животные-компаньоны не играют и опасности человеку не несут.

Среди людей сегодня циркулирует бета-коронавирус, а вирусы собак и кошек относятся к подсемейству альфа-коронавирусов. Считаю, что домашние животные несут владельцам только позитив, позволяя легче переживать вынужденную самоизоляцию.

 

Задайте вопрос