Авторы: Юлия Макеева, Яна Власова
Продажи перешли в онлайн
Ситуацию наглядно демонстрирует пример с востребованным среди владельцев домашних питомцев средством против паразитов – «Бравекто». По информации Россельхознадзора, поставки этого препарата на наш рынок резко сократились: в 2022 году его завезли в Россию в 3 раза меньше, чем в 2021-м, а в 2023-м поставок не было совсем.
Похожая ситуация сложилась и с популярными вакцинами серии «Нобивак». Например, если в 2021 году в Россию поставили 78 тыс. доз вакцины для щенков Nobivac Puppy, то в 2023-м – всего 1 тыс.
Корреспонденты нашего издания опросили ряд ветеринарных аптек в Москве и других городах России о наличии препарата «Бравекто» – в большинстве из них его либо не было в продаже, либо распродавались остатки по цене в 2–3 раза выше, чем раньше. Зато в интернете это лекарство свободно продается на популярных маркетплейсах.
Трудности без перевода
В Россельхознадзоре наше внимание обратили на то, что в интернете эти лекарства зачастую продаются с маркировкой на китайском, английском и других иностранных языках.
Если у препарата нет маркировки на русском языке, значит, данное лекарство не зарегистрировано в России, проще говоря – это контрафакт, пояснили в ведомстве.
В апреле 2023 года инспекторы службы обнаружили сайт, где продавали вакцины серии «Нобивака», в частности Nobivac DP Plus, Nobivac DHP, Nobivac TRICAT TRIO, Nobivac LEPTO, Nobivac DHPPi, Nobivac Rabies, с маркировкой на греческом языке.
У экспертов Россельхознадзора вызывают вопросы и условия продажи ветпрепаратов через маркетплейсы.
«Как правило, склады и пункты выдачи заказов не имеют фармацевтической лицензии. Кроме того, в пунктах выдачи отсутствуют условия для хранения лекарственных средств», — прокомментировала Анна Бабушкина, замначальника Управления государственного ветеринарного надзора Россельхознадзора.
Ветеринарным препаратам требуются особые условия хранения. Например, вакцины и антибиотики необходимо держать в фармацевтических холодильниках. Высокая температура приводит к химическому разложению и сокращает срок годности лекарства. Целый ряд других препаратов требует хранения в прохладном месте, но не в холодильнике – слишком низкие температуры могут привести к получению вязких растворов, что влияет на абсорбционные качества лекарственного средства. А некоторые препараты теряют свойства при попадании на них света. Например, суппозитории, то есть лекарственные свечи, необходимо хранить в сухом, прохладном, недоступном для солнечных лучей месте. Их нельзя держать на свету или вблизи обогревательных приборов, поскольку препарат может раствориться или изменить консистенцию. Кроме того, в жировых и желатино-глицериновых основах, которые используют для изготовления суппозиториев, легко размножаются бактерии и плесневые грибы.
Есть сомнения, что склады, распределительные и сортировочные центры маркетплейсов оснащены нужным оборудованием для хранения лекарств – все-таки ветпрепараты занимают достаточно незначительную часть в объеме их продаж. В этом может убедиться и сам покупатель – в пунктах выдачи заказов обычно есть только примерочные, но нет холодильников или другого специального оборудования.
А если нет уверенности, что препарат перевозили и хранили в должных условиях, значит, есть основания поставить под сомнение его качество и лечебные свойства. Ведь кто даст гарантию, что применение такого лекарства вместо пользы не принесет питомцу вред?
Маркетплейс как витрина
Как считает гендиректор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова, маркетплейсы могут быть только витриной, где содержится вся информация о лекарствах для животных. А пунктами выдачи заказов должны стать ветеринарные аптеки, ветклиники и отделы зоомагазинов. В этих учреждениях не только есть все необходимые условия для хранения лекарств, но и работают сотрудники с профильным образованием и необходимым уровнем компетенции, которые могут при необходимости посоветовать, чем заменить исчезнувший с рынка препарат без ущерба для здоровья питомца.
Но пока единственной электронной площадкой, которая отказалась от продажи лекарств для животных, стала Wildberries – компания зафиксировала в договоре оферты запрет на продажу ветеринарных препаратов. Теперь сотрудники Wildberries следят, чтобы на платформе не появлялись новые карточки с ветпрепаратами, и постепенно удаляют старые.
Другие маркетплейсы – OZON, «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет» – примеру Wildberries не последовали. Представители этих организаций заявили, что будут требовать от контрагентов, которые размещают информацию о продаже ветпрепаратов, обязательно указывать номера лицензий. Однако это требование намерены внедрить только в первом квартале 2024 года.
Работа по единым правилам
Полностью отказываться от дистанционной продажи лекарств для животных в России не планируют. Маркетплейсы – это востребованный канал продаж, тем более в таких населенных пунктах, где нет специализированных зоомагазинов и ветеринарных аптек.
Но в 2024 году в России собираются разработать единые правила дистанционной продажи ветеринарных препаратов, которых сегодня нет. Новые правила обяжут маркетплейсы выполнять требования, установленные законом, надзорный орган получит прозрачные механизмы регулирования, потребитель – безопасную продукцию.
Пока же, в случае покупки ветпрепаратов в интернете, следует внимательно изучать маркировку, которая обязательно должна быть на русском языке. Это значит, что информация о препарате внесена в информационную систему «Гален» и его обращение отслеживают сотрудники Россельхознадзора. Помимо этого, не лишним будет убедиться, что продавец указал на сайте данные своей лицензии, а также нужно обязательно проверить срок годности препарата.
Блокировка против нелегалов
Обращение ветеринарных препаратов в России контролирует Россельхознадзор – с сентября 2022 года служба получила полномочия инициировать блокировку сайтов, где нелегально продают ветпрепараты.
Незаконной считается продажа ветпрепаратов без маркировки на русском языке, произведенных для рынков других стран, не зарегистрированных в России или без указания лицензии.
Информацию об интернет-страницах с таким товаром передают в Роскомнадзор, который вносит их в реестр запрещенных сайтов. После этого страницу блокирует провайдер.
В 2023 году в России заблокировали 4,5 тыс. страниц, на которых незаконно продавали лекарства для животных. Половина из них – это страницы на маркетплейсах. Так, на платформе Wildberries заблокировали 1158 страниц, Ozon – 605, Avito – 131, «Яндекс Маркет» и Aliexpress – по 179. Также за нелегальные продажи ветпрепаратов заблокировали 190 страниц в социальной сети «ВКонтакте».